feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - ЗА ФЕМИНИЗМ - Всеволод Чаплин увел в сторону дискуссию о * насилии своим предложением о введении всероссийского дресс-кода


Всеволод Чаплин увел в сторону дискуссию о * насилии своим предложением о введении всероссийского дресс-кода

всеволод чаплин увел в сторону дискуссию о * насилии своим предложением о введении всероссийского дресс-кода

Протоиерей Всеволод Чаплин «ответил» на «Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в связи с дискриминационными высказываниями представителей РПЦ» [1]. «Ответил» пишу в кавычках, потому что текст Чаплина является лишь номинальным ответом: церковный чиновник подменил предмет Обращения.

Сделал он это довольно примитивно (но, как показано далее, вполне эффективно): просто совершил два больших подлога – один откровенный, другой слегка замаскированный, плюс немного по мелочи.

Претензия, предъявленная в Обращении, состоит в том, что в одном из своих выступлений Чаплин «переложил вину за совершение тяжкого преступления против личности... на жертв насилия, оправдывая тех, кто его совершает», а затем, реагируя на эту претензию, он попытался «подменить общественную дискуссию по проблеме насилия над женщинами на обсуждение их внешнего вида». В названии Обращения эти и подобные высказывания священников, не только Чаплина, характеризуются как дискриминационные по отношению к женщинам.

Подлог №1: вместо обсуждения насилия – предложение о всероссийском дресс-коде

Чаплин начинает свой «ответ» авторам Обращения с фразы, которая к сути претензии имеет довольно косвенное отношение:

Рад, что мое предложение обсудить внешний вид наших женщин и девушек вас заинтересовало.

Далее, правда, следует пара строк вроде как по делу:

Удивляет только, что вы решили, будто я оправдываю * и неприличные приставания – и в мыслях того не было. Нет таким действиям оправдания.

Однако весь остальной текст – ответ (без кавычек) всего лишь на одну фразу из Обращения: «Внешний вид – это частное дело человека». Не случайно публикацию «ответа» [2] Интерфакс снабдил заголовком, в котором название Обращения «скорректировано»: никаких дискриминационных высказываний, никакого переложения вины на жертвы насилия, оправдания насильников, – к патриарху обратились всего лишь «по поводу женского дресс-кода».

Таким образом, Чаплин прибег к тому же самому трюку, использование которого было поставлено ему в вину авторами Обращения: он вновь попытался свести «общественную дискуссию по проблеме насилия над женщинами» к «обсуждению их внешнего вида». Следовательно, эта претензия Чаплиным была просто проигнорирована: он не услышал (или сделал вид, что не услышал) оппонентов.

Вместо того, чтобы объяснить, почему он счел возможным в «ответе» [3] на предыдущее обращение [4] увести дискуссию в сторону, он продолжил ее уводить – все дальше и дальше. Такое отношение к адресатам «ответа» и публике в целом можно назвать дважды неуважительным: во-первых, оппонентов слышать не желают; во-вторых, предлагают им – и публике – послушать то, что оппоненты уже слышали, взвесили и сочли пустой уловкой. Обычно, сталкиваясь с таким отношением, спрашивают: «Считаете нас дураками?»

Причем отвлекающая от сути дела «проблема» внешнего вида в рассматриваемом «ответе» была доведена до логического конца: речь шла уже не об оценке внешнего вида женщин Чаплиным и его личном восхищении дресс-кодами, а о вполне определенно выраженном пожелании ввести некий всероссийский дресс-код. Более того, автор «ответа» выразил уверенность в том, что его предложение будет реализовано:

Думаете – утопия? Да нет, скоро придется привыкать.

Отмечу также, что на отвлечение от сути дела работают и обильные как бы художественные средства, используемые автором «ответа»: сравнение женщин с клоунами; упоминание таких «ярких» деталей, как «треники с тапочками»; живописание тяжелой судьбы женщин неподобающего, с точки зрения Чаплина, вида и поведения.

Подлог №2: вместо переложения вины за * насилие на жертв и оправдания насильников – «оправдание *»

Чаплин в «ответе» выразил удивление тем, что авторы Обращения «решили», будто он «оправдывает * и неприличные приставания», и заявил, что у него «и в мыслях того не было» и что «нет таким действиям оправдания».

Однако в Обращении говорилось не об «оправдании *», а о переложении Чаплиным вины за * насилие на жертв и оправдании тем самым насильников. То есть никто Чаплина в «оправдании *» как таковом не обвинял – он это сделал по собственной инициативе, тут же с негодованием это обвинение, естественно, отвергнув. Но, подчеркну, это не было ответом на претензию оппонентов, вновь она была проигнорирована.

В логическом смысле Чаплин в данном случае использовал родовое понятие вместо видового. Он говорит о неком «оправдании *» вообще. Но по контексту понятно, что имеется в виду «жесткий» вид «оправдания *», то есть утверждение, что насиловать – это нормально. Оппоненты же ставят ему в вину другой вид оправдания насилия – относительно «мягкий»: когда вина полностью или частично перекладывается на жертву, что означает полное или частичное оправдание насильника.

Чаплин ответил на не существующую в Обращении претензию, потому что не мог отвести действительную претензию: он действительно переложил вину за * на жертв (пусть не за все * и не на всех жертв) и действительно тем самым оправдал насильников (пусть не полностью и не всех). Понять сказанное им как-то иначе невозможно. Судите сами (см. разбор [5] на Демагогии.ру):

Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается *м, она тем более не права...

Затем в «ответе» [6] на обращение по поводу процитированного высказывания он ту же «мысль» выразил несколько иначе:

...Очевидно, что женщина, ведущая себя развязно, одетая как *, а тем более пьяная и пристающая к мужчинам, не достойна никакого уважения и не права в любом случае, вне зависимости от того, * ее или нет.

В сухом остатке: (1) жертва не права, (2) насильник – сам «жертва» провокации.

Искусство заведения СМИ – с полуоборота

Итак, Чаплин ушел от ответа, одновременно подменив суть предъявляемой ему претензии и изменив предмет обсуждения в целом.

Шито все довольно белыми нитками и наспех, но результат, увы, достигнут. Скорые на реакцию СМИ валом начали обсуждать предложение Чаплина о желательности введения дресс-кода в России, и почти никто не вспомнил (а если вспомнил – то как бы между делом) о его дискриминационных высказываниях по гендерному и рассовому признакам: о том, что жертвы насилия якобы сами виноваты, о том, что «кавказцы» в меньшей степени, чем русские, способны контролировать свое * поведение.

Признаюсь, что у меня нет объяснения, почему официальный представитель РПЦ попытался спрятать за образом как бы тоталитарного мечтателя облик сексиста и расиста (расизм в Обращении почему-то обойден молчанием). Но факт есть факт: по каким-то соображениям это было сделано.

«Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается»

Отмечу, что церковный чиновник попытался учесть и обвинения в дискриминационных высказываниях как таковых. В рассматриваемом «ответе» он упомянул о том, что «правильно» одеваться должны и мужчины. В предыдущих речах Чаплина этого добавления не было. Формально оно снимает с автора «ответа», правда, лишь частично, обвинение в дискриминации по гендерному признаку, поскольку под атаку попадают не только женщины, но и мужчины. Однако в соседстве с вполне себе традиционным для Чаплина пассажем (см. цитату ниже) это поползновение к политкорректности выглядит натужным. Дискриминационный подход четко заявлен в видении церковным чиновником гендерной идилии:

Во все времена, у всех народов женщина уважалась и выбиралась в спутницы жизни...

Из чего следует, что (1) народы – это мужчины, которые (2) выбирают себе женщин.

Что касается слова «уважалась», то Чаплин в «ответе» продемонстрировал, что для него понятие, которое это слово и однокоренные слова выражают, подобно пластилину. Своих оппонентов-женщин он в начале «ответа» назвал «достоуважаемыми дамами», а потом, как было показано, проявил полное отсутствие уважения к ним. И в приведенной выше цитате говорится о не менее странном «уважении»: «женщина уважалась», но не настолько, чтобы быть зачисленной в «народ» и самой выбирать спутника жизни (а не предлагаться для выбора мужчинам, как это живописуется в «ответе»).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Камилы Пальи и Кристина Соммерс - Как далеко ушел феминизм?

Интервью взял Бен Ваттенберг. Гости: Камила Палья и Кристина Соммерс - две известные американские феминистки. (перевод с английского) Бен. Камила, что ...

News image

Гендерные проблемы, акцентированные аскулинистами

Винди МакЕлрой Гендерные проблемы, акцентированные маскулинизмом - иногда называют мужскими правами или Мужским Движением. Сторонники заявляют, что эт...

News image

Домашнее насилие женщин и *янок

Резюме ниже взято из моей монографии Безмолвные Крики: Женское Насилие В Близких Отношениях. Вера, что мужчины являются более агрессивными, чем женщи...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Феминистская летняя акция 2009

Неформальная группа „Ulica Siostrzana” приглашает всех заинтересованных женщин и девушек к участию в Феминистской Летней Акции, которая состоится с 20 июля п...

News image

ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК?

8 марта – праздник идеологический. Западные феминистки называют его Днем борьбы за права женщин, и связывают с выступлениями работниц текстильных фабрик в Нью...

News image

Когда требуется исполнительная надпись нотариуса?

Новые законодательные нормы РФ в сфере нотариата позволяют нотариусам выступать посредниками при решении спорных ситуаций в вопросе погашения кредитных задолж...

Известные феминистки:

Дэвис, Анджела

News image

Анджела Ивонна Дэвис (англ. Angela Yvonne Davis, 26 января 1944, Бирмингем, Алабама, США) — американская правозащитница, деятель...

Анна Альчук

News image

Анна Альчук (Анна Александровна Михальчук; родилась 28 мая 1955 в Бошняково около города Лесогорск, Сахалинская область; умерла ...

Права женщин в регионах:

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Женские организации в ответ на наш запрос сообщили, что основное внимание они уделяют вопросам, связанным с детьми (выплата посо...

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Среди социально-демографических групп безработных в самом сложном положении на регулируемом рынке труда оказываются женщины, в п...

Реклама*

Женское движение:

“Образование прежде всего!..” - женское движение во Франции

News image

Женское движение во Франции всё активнее борется за выход из кризиса, за восстановление социальных связей, подорванных...

Победа фанаток топлесса

News image

Шведские феминистки одержали верх. Один из бассейнов разрешил женщинам плавать без лифчиков во имя равноправия. Обнаже...

В Йемене восьмилетняя девочка сама пришла в суд и развелась

News image

Восьмилетняя Ноюд Мухаммед Нассер из столицы Йемена, города Сана, сама пришла в суд и сказала, что хочет заявить на св...

Новая ЛГБТ-организация в Беларуси

News image

В Беларуси в ближайшее время может появиться первая официально зарегистрированная ЛГБТ-структура. Представители различ...

Публикации:

News image

Новое издание: Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества

News image

Новое издание МЦГИ

News image

Почему Февральская революция началась в Международный женский день?

News image

Московский университет в женских лицах. Биографический словарь

Авторизация