feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Публикации о женском движении - Гендерный вакуум интеллигентского сознания


Гендерный вакуум интеллигентского сознания

гендерный вакуум интеллигентского сознания

Амнезия коллективной памяти по истории женского движения*, симптомов преодоления которой у российской интеллигенции не наблюдается1 проявляется в том, что в наступающем третьем тысячелетии ни память журналистов, ни власти, ни публицистов-создателей общественного мнения2 не обременена точными или неточными знаниями о прокатившейся и все еще длящейся социальной революции под названием эмансипация женщин . Если Вы считаете, что я преувеличиваю, тогда попробуйте сказать когда и при каких обстоятельствах российские женщины получили право голоса? Нет, не большевики дали это право женщинам России! А финские женщины так вообще получили это право за десять лет до того, как власть попала в руки большевиков. Слышали ли Вы что-то о Первом Всероссийском Женском Съезде еще в 1908 году, собравшем 1000 (тысячу) женщин со всех губерний России, на котором обсуждали проблемы дискриминации женщин в их правах, и требовали у Правительства и ГосДумы право голоса. А не удивляет ли Вас тот факт, что Февральская революция 1917 года (23-е февраля было по старому исчислению риходилось как раз на 8 марта) началась именно в международный женский день!? И почему одни советские праздники мы еще празднуем, такие как 8 марта, а другие, как 23-е февраля - только с 2002 года? И как это случилось, что в день солидарности трудящихся женщин мы не работаем, а отмечаем в жанре трубадуров За прекрасных дам ?

Баталии по восстановлении исторической правды о России, пережив период десталинизации и дебольшевизации, оставили вопрос об истории женщин и женского движения российской империи и советской России как-то в стороне, стороной прошли и при обновлении школьной и вузовской программы и издании учебников3. Обновляющаяся пост-советская историческая публицистика разделилась на два лагеря: одна увлечена традиционными сюжетами - историей войн, сменой царей, развитием государственных форм, завоеванием земель, развитием торговли, политических партий; а другая, неимоверно разросшаяся и пожелтевшая , интересуется личной (исключительно понимаемой как *) жизнью, но все тех же царей, полководцев, правителей, политиков, их жен, любовниц и фавориток, и цариц низводит к этому же жанру4. Узнать о политической истории женщин никакой возможности у рядовых читателей нет, так как книжный рынок воспроизводит, в основном, устаревшие и скучные исторические романы5. Свежестью и искренностью исторической правды дышат новые материалы женского мемуарного и эпистолярного жанра - они совершают историческое открытие6 для читателей, а быть может и для специалистов. Так вот, несмотря на развитие упомянутой новой женской мемуаристики мне непонятно, почему публицисты то игнорируют социальную историю, историю частной жизни обычных людей, в то время как и российская академическая наука выпускает год за год новые сборники4. Правда, коллективная память массового сознания сохраняет в себе гендерную историю, но ее экстракция поддается только тонким технологиям глубинных качественных методов исследования9, попробуйте расспросить прабабушек, бабушек, матерей о том, как они учились в раздельных школах, как изменилось законодательство или как появилось законодательство по дородовому отпуску или пособия на детей, когда появились детские сады и детские кухни, почему они хотели и не стали делать карьеру или какую цену они за карьеру заплатили, или что значит для них аборт и развод. А за одно вспомните сколько лет раньше была служба в армии и о том, что квоты существовали не только для женщин, колхозников, рабочих в Советы, но и для тех парней при поступлении в вузы, которые вернулись из армии.

При всем при том, что я не помню чтобы кто-то ставил под сомнение присутствие женщин в истории все прошедшие тысячи лет, рассказать об этих жизнях почти никто ничего не может за исключением, быть может, круга социальных историков Института Всеобщей истории Российской академии наук и МГУ. Сделайте разминку и назовите хотя бы 50 известных Вам женщин Российской истории и тогда, я надеюсь, Вам станет понятно, что меня удивляет - в памяти появится в лучшем случае десяток женских имен, которых российская история и учебники сделали известными нам7. Куда исчезли женщины? Исключение женской личности из истории осуществляется просто - ее исключают, а его включают . Степень совершенного для истории имеет меньшее значение, нежели пол, я уверена, что скоро на эту тему мы с Вами прочитаем целое исследование. А мои три гендерных примера сегодняшнего дня, - меня возмущает, что в новые справочники для детей Самые знаменитые люди России входит 76 женщин что составляет 7,3% состава справочника8, что равно тютель-в-тютельку представленности женщин в новой Государственной Думе 3-го созыва. Второй пример, - с этого года теперь московские школьники делают записи в красочный, с твердой обложкой, с коллажем фотографий на ней, на хорошей тонированной бумаге, одним словом, очень удобный Дневник Московского школьника , однако с крупным историческим дефектом - среди личностей уходящего века женщин в 10 раз меньше, чем мужчин, все женщины - известные деятельницы искусства, в то время как между мужчинами поделены все иные занятия и должности истории. На что гендерно просвещенная соседская школьница сказала мне - опять одни великие мужчины ?. И пример третий, - каждый день все даты, которые теперь становятся нам известными благодаря СМИ (Парфенов и кампания.), - отмечают мужские имена. Если Вас интересуют даты по женской истории - пока есть единственная возможность, но теперь она у нас есть, узнать это В женском русском мясецеслове , подготовленном Государственным историческим музеем и Агентством Социальной информации и размещенном на сайте http://www.asi.ru, это правда не феминистский календарь, который выходил в начале века, но уже 200 достоверных историй женщин доступны всем, конечно, из тех кто имеет доступ к Интернет.

Что же касается исторической интерпретации того, как подобный атавизм гендерной безграмотности сложился, то на примере его объяснения можно также проследить и то, как это исключение по признаку пола связано с идеологией. Историю прав женщин мы, советские люди до 1991 года, и знать не могли. Так в школьном учебнике Основы Советского Государства и права, вообще ничего понять было невозможно, а история права в советском высшем образовании была структурирована таким образом, что это была история, в первую очередь, государства, а вопросы наследования и семейного законодательства упоминаются вскользь, существование же различий в объем прав у женщин по сравнению с мужчинами в истории российского права, исключения женщин из целого массива права, наличие ценза пола и помещение женщин в разряд неправоспособных по большому кругу вопросов - мне кажется, до сих пор знают не больше десяти специалистов-правоведов в России (Я имею в виду историю права, а не пересматриваемые сейчас кодексы). И только те, кто занимался семейным правом9 , образовательной политикой и репродуктивными правами и их историей приближались ближе всего к гендерным перипетиям права Российской империи и Советского государства. В России этот парадокс сейчас пытаются исправить несколько историков, в первую очередь Пушкарева Н.Л., Хасбулатовате О.А.10

Не стоит удивляться, что мы этого не знали, мы жили в государстве, где структура образовательного курса и, соответственно, учебников задавалась и определялась общими задачами, которые государство ставило перед образовательной системой. Да и сейчас возвращение НВП вместо ОБЖ (школьные предметы - Начальная военная подготовка и Основы безопасности жизни ) или дебаты вокруг нагрузки и длительности обучения в средней школе (10 лет, 11 лет или даже 12) - это, возможно, и звенья цепочки политики Минобороны по улучшению показателей призывных наборов. Образ настоящего мужчины-воина за последнее десятилетие подвергся сильной коррозии, это просто неприлично в некоторых кругах - поздравить мужчину с 23-им февраля, риск оскорбить мужчину - почти 98%, а мужественность теперь диктуется рекламными агентствами и Келвином Кляйном, но не образами любимых советскими женщинами Офицеров с Василием Лановым в главной роли, и все родители, особенно матери, следят за тем, как и когда будет принят закон об альтернативной воинской службе. Так как в статье дальше мне хотелось бы придать некоторое историческое измерение цензу женского пола, то не обессудьте, я оставляю за рамками моего рассмотрения гендерную историю маскулинности, построенной на роли воина11 .

Я исхожу из того, что реализующаяся всегда гендерная политика - политика власти по определению, закреплению (конструированию) социальных норм долженствования символов пола, правил поведения, ролей, а следовательно статусов социально-правовых, в том числе и цензов пола, гендерная политика определяет доступные экономические ресурсы и степень доступности к власти граждан, причем часто мужчин и женщин по-разному не только из разных социальных групп, но и внутри семьи. Мужчина , женщина , воины (солдаты войны) , куртизанки (солдаты ?) , мать , отец , жена/муж/супруги , мальчик , девочка , бабушка , дедушка , многообразнообразные профессии и должности, и другие социальные роли, имеющие коннотации с репродукцией человеческого рода, они все сформированы под воздействием власти и все находятся в дозволенном властно выстроенном поле. Я надеюсь, что мне не надо объяснять, что генетический пол хомосапиенса не следует путают с его социальным полом, отождествляя и тот и другой с морфологическим и гормональным, а заодно и с гражданским полом12. Из острой российской дискуссии - как же следует операционализировать понятие гендер 13, которая идет вот уже десять лет, мне понравилась метафора С.Ушакиным поле пола . Многомерность гендерных характеристик я себе представляю как континуум пола , что позволяет избежать диполярности (деления на два социальных пола - на мужчин и женщин, либо плоскостного размещения в поле координат женственность/мужественность ), понятие становится многомерным в зависимости от его рассмотрения в возрастном континууме, социально-стратификационном, принадлежности к социальной группе, этническом, расовом, религиозном, семейного статуса, * ориентации, его можно рассматривать как систему связей и целых институтов любого срока длительности и любой географической протяженности пр.

И я не думаю, что гендерная история права была малозначимой во времена КПСС и потому стала малоизвестной, а скорее всего была отнесена к именно сакральному знанию, которое использовалось очень эффективно властью. Должна была обладать этим сакральным знанием одна только советская власть, а не рядовые граждане. Не случайно феминизм в советское время определялся как буржуазное и вредное течение, а феминисток-диссиденток 70-х годов выслали за рубежи родины14. Почему их высылка за границу, не основание, чтобы числиться в признанных пост-советским обществом диссидентками? И почему их имена - Юлия Вознесенская, Татьяна Горичева, Наталья Лидия Малаховская, Татьяна Мамонова - неизвестны нам сегодня?

Ясно, что всероссийский гендерный вакуум исторического знания, должен иметь какие-то тотальные механизмы, и я связываю это с эффективностью непреодоленной политики цензурирования Иосифа Виссарионовича Сталина. Как он провозгласил в 1936 году, что женский вопрос у нас решен 15, так исключению из всех учебников советской истории и до-советской российской истории подверглось все, что было связано с женским движением, как и все другое, что выходило за рамки комидеологии. Ценз пола отменили в 1917 году, но советская цензура обсуждать этот факт запретила, и как бы нам не хотелось в этом себе сознаваться, но это же очевидно, что цензура сохраняется внутри пост-советского сознания, воспроизводится российскими СМИ и системой образования.

А воспользовалась ли власть эксклюзивным гендерным знанием? Да вполне. Держать граждан (обоих полов) в неведении по поводу того, как лучше организовать госполитику по обеспечению репродуктивного и продуктивного поведения - эта была целенаправленная политика Сталина, и история манипуляций женским вопросом концептуально описана16. Я думаю, что государство как никогда в истории государств так активно вело демографическую и семейную политику, пожалуй что можно только сравнить с политикой Гитлера по этим вопроса17. И эта политика в сфере регламентации семейных отношений и политика репродукции, конечно же, была напрямую связана с формированием резко ВОЗНИКШЕГО рынка женской рабочей силы, остающейся до сих пор беспрецедентно высокой женской занятости в мире. И именно это позволило провести экстенсивными методами в сфере занятости индустриализацию, в конечном итоге держать на нужном уровне промышленное производство в годы войны и провести послевоенное восстановление, потом закрутить гайки семейного законодательства, запретить аборты, искусственно развернуть всю социальную инфраструктуру на поддержку семейного расширенного воспроизводства, ввести раздельное образование для девочек в городах и тем самым повысить рождаемость. Каждый этап смены целей гендерной политики советского периода носил характер исключительно обеспечения безопасности страны, и осуществлялся, разумеется, за счет ресурсов перераспределения нагрузок репродуктивных, семейных, производственных и в сфере обороны между двумя полами. Советская идеология эмансипации, задуманная Коллонтай как освобождение женщин, фактически вылилась в идеологию вовлечения женщин в производство, вся социальная политика была подчинена этой задаче.

Возвращаясь к тому, как либеральное сознание воспринимает тему женского движения, я хотела бы также обсудить и то, в какой политико-информационной среде это у нас происходит. Амбивалентность советской эмансипации как один из сюжетов о социальном неравенстве, обсуждать просто невозможно. Но это связано уже с болезнью молодости и правизны пост-совесткого либерализма, для которого тема неравенства - это просто психическая травма. Так как слишком сильно она ассоциируется с социализмом, марксимом, ленинизмом, советским равенством. Так я вижу как образовались две идеологические схемы, которые обосновывают ненужность женского вопроса . Анастасия Посадская назвала это развитие перестроечного и пост-советского сознания элиты как пост-социалистический патриархатный ренессанс 21. Среди деятелей в новом либерально-демократически-консервативном политическом спектре выработалась устойчивая реакция идиосинкразии к обсуждению очевидных фактов социальных, статусных, экономических и политических различий между мужчинами и женщинами одной и той же социальной группы, особенно тех, что характеризуются как дискриминация по признаку пола и пр. Биологические и социальные различия - признаем, а факты дискриминации не признаем и обсуждать отказываемся, равных прав вполне достаточно, не хотим слышать о политике равных возможностей, дорогу меритократическому подходу (оценке по формальным признакам квалификации), т.е. пусть выживут сильные! Т.е. нас не интересуют слабые, старые? И кто теперь не видит социальные результаты - Титаник по-российски - этого манифеста либерализма? Женщины и семьи ответили этим принципам своими - расширением натурального семейного хозяйства, семьи взяли на себя обратно также все функции социального и медицинского страхования, и конечно, в том числе за счет ресурсов планирования семьи.

На уровне анализа установок и психологических реакций, которые блокируют эту тему, можно сказать, что это проявляется даже в виде страхов, когда кремлевский чиновник честно говорит: Мне страшно говорить о женском движении и политике . Каждый раз, когда я парировала нападки на женское движение и феминизм, я понимала, что моя собеседница или собеседник при отсутствии элементарных исторических знаний могут развернуть разговор в обсуждение личных опытов20, ведь в этих вопросах у нас каждый считает себя экспертом. С точки зрения формальной логики, этот прием доказательства от противного может доказать наличие исключения в виде конкретного личного опыта, но не позволяет провести полного доказательства на уровне всеобщности и статистической закономерности.

Коммунистически же ориентированные политики и общественные деятели, в отличие от неокнсерваторов , которые могут обсуждать положение женщин , мне кажется даже если они напрягутся, то смогут вспомнить цитаты не только Энгельса, но и Ленина по этим вопросам, но только до 1936 года, о чем писалось выше. Обсуждать женское движение для них сложно, но по другой причине - у этой партии был долгий опыт работы с женсоветами, которые были ликвидированы где-то в 20-х годах и возрождены только в середине 80-х самим Горбачевым. Да это и понятно, для комидеологии начала века женское движение было классовым врагом партии пролетариата , а феминизм - буржуазным движением, которое противостояло большевистской позиции по работе в мобилизации женских масс . Кстати, первое, с чего началась политика Советской власти в отношении женщин в России - это запрет феминизма - именно Коллонтай предлагает и добивается включения в число запрещенных новой властью общественных организаций .. и всех независимых женских объединений, якобы, за ненадобностью их в новом обществе .22. Кроме того, отдельно сгруппировавшийся блок Женщины России (1993 г., 1995, 1999 гг.) покушается на коммунистический протестный электорат. Исторически отношение марксизма XIX-начала XX века к феминизму было резко отрицательным, как отмечала еще О. Воронина в статье Женский вопрос в СССР: демографический диагноз в 1990 г.

Но все течет, все меняется, и пост-модернисткие политические ходы могут нарушить идеологическую чистоту идеологического ландшафта. Закон политической коммуникации гласит, что политические дискурсы образуются и всплывают на арену общественной дискуссии для всей нации не в соответствии с основополагающими постулатами идеологии только, но и политической целесообразностью момента. Когда левые начинают вести себя как правые и наоборот, когда новая тема/message может, появившись, изрикошетить идеологию, замельтешить на всех экранах, заполнить печатные площади газет и журналов - это значит, что она попадает и становится инструментов выяснения отношений между разными кланами и группировками нашей власти. Вспомните несколько неожиданную историю у нас что-то мало женщин в политике 23 и рокировки начала января Медведя за пост спикера. Это было сказано в канун Православного рождества в Кремле, на празднике, где присутствовал Патриарх Алексий II! Как известно, православие одна из немногих христианских конфессий не допускающих женщин ни в алтарь, ни тем более к рукоположению24. Как видим, пол был удобной маской, причем крайне неожиданной, отвлекшей журналистов дня на два на обсуждение этого вопроса, за которым стояла согласованная позиция по распределению власти между ведущими группами политических интересов. Следует отдать должное, в Кремле до сих пор время от времени находят очень интересные сценарные гендерные ходы.

Что также, пожалуй, следует еще отметить из тех механизмов, которые жестко задают новую мифологизацию советской эмансипации - это то, как эти вопросы воспроизводятся уже освободившимися СМИ. Дело не столько в низком профессионализме пишущих, сколько в том, что формирует фокусы дискурсов подачи материалов о женщине. Понятно, что определяются они даже не столько редактором с либеральным сознанием, о дефектах которого упомянуто выше, но в целом коммерционализацией СМИ25: *ализация виртуального образа женщин - часть нового курса маркетинговых стратегий в раскручивании новых потребностей консьюмеризма26, а также новых сфер купли - продаж и индустрий. Первое, что нам явилось с перестройкой - это конкурсы красоты, призванные создать в нас потребности потреблять продукцию основательно проинвестированной индустрии красоты , и секс-индустрии. Чуть позже женское движение и мировое сообщество забеспокоилось о торговле женщинами, т.е. когда женщины поставлены в условия, когда они не распоряжаются ничем и даже собственными телами, их отдают в пользование посредством насильственного принуждения27. 2-х миллиардный (в долларах) рынок рекламы, который немного пошатнулся в августе 1998, устоял. Устоявши, тем не менее, рынок рекламы продолжает вызывать раздражение общественного мнения из-за навязывания безудержной пильности в образах и неуемной радости в эмоциях как двигателя товаров неизвестного еще назначения потребителю на наш emerging markets/возникающий (по классификации World Investment Report). Но, кажется, ввиду того, что это раздражение не доходило до самих специалистов по созданию brandов , зрители приспособились переключать на что-то другое каналы во время рекламных пауз, либо сократили до минимума время нахождения перед телевизором, что я думаю будет способствовать интеллектуализации какой-то части граждан страны! А пока самый излюбленный жанр преподавания истории - рекламная стратегия банка Империал .

В гендерный тупик интерпретаций российские власти и эксперты заходят каждые выборы, когда невозможно объяснить, почему при том, что женщины выдвигаются в 10 раз реже, они успешнее в одномандатных округах в 1.5 раза по сравнению с мужчинами кандидатами?27 Не случайно понятие международного права геноцид , появившееся после Нюрнберга18, воспроизводилось в момент постановки вопроса об импичменте Президенту Ельцину коммунистическими и патриотическими силами19, и демократам просто нечем крыть, они никогда за годы перестройки этими вопросами не интересовались и ответить им нечего, кроме ссылок на демографический переход. И дело не в том, что нет специалистов в родном отечестве. Библиография о российском женском движении до 20-гг. XX века - это отдельная крупная библиотека, редкий автор XIX века обошел молчанием женский вопрос , включая и классиков марксизма и большевизма, это было прогрессивно. Но вот с 40-х годов XX века положение женщин стало предметом научных занятий узкого круга экономистов-трудовиков и с 60-х годов социологов семьи, причем многие диссертации шли под грифом ДСП (для служебного пользования) и, как мне кажется, только с 70-х историки и философы могли обратиться к этим темам. Но до сих пор высокопрофессиональные специалисты в сфере социального управления (юристы, экономисты, политологи) оказываются в патовом состоянии - мозг отказывается обсуждать отгремевшие на Западе и на Юге темы феминисткой юриспруденции о правах женщин, которые изучают дети в колледжах, в том числе и у нас на русском языке по переводным Оксфордским учебникам. Все перечисленные выше три метода - экономической, демографической целесообразности и повышения безопасности страны, - были четко названы и описаны социологом О. Ворониной в статье Женщина - друг человека? в журнале Человек , а экономистами Посадской А., Римашевской Н., Захаровой Н., в статье Как мы решаем женский вопрос и опубликованы не где-нибудь, а в журнале Коммунист за 1989 г. За 10 лет библиография по гендерным вопросам только работ, выполненных за последние годы и опубликованных на русском языке выросла в 400 стр.28, число систематически пишущих академические и неакадемические тексты (я не имею в виду журналистов) в России на эти темы социологов, психологов, филологов, лингвистов, историков, экономистов, политологов, юристов приближается к цифре 500, а быть может и перешагнуло полумиллионный рубеж, образовательные качественные программы по женским и гендерным исследованиям ведутся уже в 60-ти высших учебных заведениях страны, хотя и половой диморфизм еще и встречается в вузовских образовательных программах по гуманитарным и общественным наукам. По моим подсчетам эти курсы прослушивают уже порядка 1.5 тысяч студентов и аспирантов. Феминизм имеет свою альтернативную прессу28, термин феминизм перерос этап слова и стал понятием29, женское движение - это уже более 4000 женских групп, инициатив, клубов, обществ ассоциаций30. Даже если вы скажете, а где же они, я их не вижу, их существование от этого не изменится, не смотря на то, что Женщины России становятся политически невидимыми, женская политическая активность проявляется в других лицах - женщина переделавшая феминизм из оскорбительного слова для женщин в радикальный, но приемлемый термин Мария Ивановна Арбатова, набрала в одномандатном Университетском округе Москвы на выборах в 1999 году 14,78% в одном округе с бывшим министром финансов России (19,64%). Я думаю, что это был хороший ход по конвертации капитала известности ток-шоу в электоральный капитал.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Доклад о состоянии здоровье мужчин и мальчиков в мире

Подготовлено Мегги Джонс В большинстве регионов мира состояние здоровья мальчиков отстает от здоровья девочек. Один хорошо известный индикатор состоян...

News image

Миф о супружеском насилие

Кристина Соммерс Мы много слышим от феминисток, что американское общество переполнено склонными к насилию ненавидящими женщин мужчинами. Он не был осо...

News image

* по-калифорнийски

Кетлин Паркер Я хочу быть понята правильно, но недавно Верховный Суд Калифорнии постановил, что женщина, которая изменяет ее мнение в течение * ...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Что Библия говорит об *х

Второзаконие, 22 глава 23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, 24 то обоих их приведите к воротам ...

News image

Г. Стейнем - Если бы Фрейд был женщиной…

Так или иначе, вера в естественное право женщины доминировать над мужчиной лежала в самом основании Западной цивилизации. Без доли сомнения, с авторитетным ви...

News image

Алло, Российская ЛГБТ-Сеть слушает

Работают на линии волонтеры, прошедшие обучение по курсу Специалисты кризисных центров и телефона доверия . Позвонившие на горячую линию могут получить инфор...

Известные феминистки:

Бебель, Август

News image

А вгуст Бе бель (нем. August Bebel; 22 февраля 1840, Дойц, ныне район Кёльна, — 13 августа 1913, Пассугг, Швейцария) — деятель г...

Артемизия Джентилески. Первая феминистка?

News image

Артемизия Джентилески (ARTEMISIA GENTILESCHI) (1593-1652) Ее картины и , особенно, ее биография меня очень поразили, написать о ...

Права женщин в регионах:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

В 2000 году в Ростове-на-Дону Облкомстатом впервые был издан сборник гендерной статистики Женщины и мужчины Ростовской области ...

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

News image

В структуре населения автономии женщины численно преобладают над мужчинами. По имеющимся данным, в 1997 году на 1 000 мужчин в т...

Реклама*

Женское движение:

Квир фестиваль в Сараево

News image

Первый Queer Sarajevo Festival, который должен состояться с 24 по 28 сентября , представит историю и современные тенде...

Приду топлесс на марш

News image

Известная своими прогулками по городу Эшленд только в стрингах, Джен Мосс объявила, что выступит на марше в День незав...

Ливанская писательница: Женщины должны быть бдительными, чтобы не попасть в ловушку иллюзии свободы

News image

Ливанская писательница и журналист Джумана Хаддад мало кого в своей стране оставляет равнодушным. Она уже привыкла к т...

Француженкам запретили носить паранджу

News image

Во Франции вступил в силу закон, запрещающий носить паранджу в общественных местах. Теперь женщины, которые появятся н...

Публикации:

News image

Гендерный вакуум интеллигентского сознания

News image

Брошюра Как не попасть в рабство

News image

Словарь гендерных терминов. Электронная версия

News image

Историческое Освобождение от прав человека?

Авторизация