Глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что манера россиян одеваться требует наведения порядка, и предлагает ввести специальный дресс-код для всех россиян. Всеволод Чаплин не первый раз высказывается по этому поводу. Одно из его мнений относительно того, как следует одеваться жителям, а в особенности жительницам России, вызвало недавно дискуссию в Интернете. Нужен ли россиянам дресс-код ? Кто определит нормы? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями Вести ФМ в программе Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт .
Соловьев: Удивительно, насколько у нашего человека в сознании все перепуталось. Стоило протоиерею Чаплину высказать свое личное отношение, при этом, достаточно обоснованное, к развязному внешнему виду и к тому, что это может повлечь за собой некие проблемы и немалые, в том числе, и для женщин. Что происходит после этого, если вдуматься в особенности советского сознания? Вообще, я считаю, что нет большего зла, чем сумасшедшие либералы. В Интернете публикуют обращение к патриарху Кириллу.
Шафран: Уже и это появилось?
Соловьев: Более 700 человек его подписали. Авторы послания попросили предстоятеля РПЦ призвать протоиерея Чаплина к публичному извинению за произнесенные им слова. Мне все это напоминает комсомольское собрание, когда тебе было дано поручение публично покаяться.
Шафран: Вы серьезно это?
Соловьев: Абсолютно.
Шафран: На прямой связи с нами протоиерей Всеволод Чаплин. Отец Всеволод, доброе утро!
Чаплин: Доброе утро! Всех сердечно приветствую!
Шафран: Мы поздравляем Вас с праздником Богоявления!
Чаплин: Спасибо! И вас также!
Соловьев: Отец Всеволод, вы неожиданно оказались в центре гигантской общественной дискуссии, и от вас требуют даже публичного покаяния, как в комсомольские времена. И пусть он расскажет, как дошел до жизни такой .
Чаплин: Я отреагировал, да. Это было сделано таким дуболобным политическим доносом, которым феминистки оформляются в Интернете. Я к этой ситуации с некоторой долей иронии отношусь. На самом деле, дело, действительно, серьезное. Во все времена у всех народов то, как человек ведет себя в обществе, не считалось только его частным делом. Кстати, я не предлагал создавать именно православный дресс-код . Вообще дресс-код , который предполагал бы то, как человек должен одеваться в обществе. Если женщина раскрашена как Микки-Маус и условно одета, это кончится для нее плохо, потому что если она думает таким образом привлечь внимание мужчин, то она привлечет внимание только самых низкопробных мужчин, самых идиотов.
Соловьев: Что Вам инкриминируют феминистки, в чем они видят самую обидную часть Вашего послания?
Чаплин: Собственно, послание было ответом на их послание, поэтому я не знаю.
Соловьев: Изначально было выступление на круглом столе ?
Чаплин: Да, они как раз делают упор на то, что, якобы человек имеет право одеваться так, как он хочет, или не одеваться, раздеваться так, как он хочет. И это абсолютно его личное дело. На самом деле, это абсолютно абсурдный взгляд. Он никогда не был нормой в истории человечества, в том числе, в жизни большинства стран мира, за исключением диких стран. То, как человек выглядит в обществе – это не его частное дело. Это дело всех.
Соловьев: Отец Всеволод, а не приведет ли это к тому, что мы пойдем тем самым печальным путем, который уже сейчас многих молодых людей отваживает от Церкви: они говорят: О, какие вы, вы нам еще говорите и как одеваться, и как себя вести! Это какой-то худший вариант экстремистского ислама. Вы сейчас всех завернете. Не, не, не, это не к нам .
Чаплин: Молодые люди, по-моему, так не говорят. Так говорят 50-летние, 60-летние, а также 80-летние правозащитницы. То есть люди, которые в общем, скорее…
Соловьев: Сами мини-юбки не оденут.
Чаплин: Это хорошо, что они это не сделают. Это, в основном, люди, для которых вся эта тема, весь этот спор – попытка воскресить умирающую идеологию, связанную с тем, что любому человеку все можно, человек сам по себе хороший, если его не сдерживать ничем, он раскрепостится и будет счастлив, как летящая птица. Эта идеология сейчас умирает. И попытка отстоять ее, пугая людей Средними веками и так далее, - это, по-моему, уже довольно набившая оскомину идея.
Соловьев: У нас с Вами есть примеры мусульманских стран, где это не Средневековье, а день сегодняшний. Где мы остановимся? Где норма?
Чаплин: И люди довольны там своим положением, между прочим!
Соловьев: Вот это меня пугает еще больше.
Чаплин: Почему пугает? Если людям хорошо, почему это должно вас пугать?
Соловьев: Потому что иногда людям хорошо в аду от страха предположить, что может быть еще хуже. Категория довольствия людей – очень опасная тема.
Чаплин: Дело в том, что, на самом деле, общество, в котором все можно, – это и есть настоящий ад.
Соловьев: Наверное. Но общество, в котором все нельзя, – это есть его другая дверца.