feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - О феминизме - Истоки и особенности движения за права женщин в России


Истоки и особенности движения за права женщин в России

истоки и особенности движения за права женщин в россии

Как и повсюду, тема прав женщин, женское движение возникают в России в ходе медленного, противоречивого процесса модернизации, ставшего более или менее значимым примерно с середины XIX века и определившего содержание отечественной истории в XX веке.

Движение за права женщин зарождается в России почти одновременно с женским движением большинства западных стран - во второй половине XIX века. Но развивается оно несколько иначе, чем на Западе.

Это связано с особенностями общей российской социально-политической ситуации. Дело прежде всего в том, что довольно долго российское государство, сохранившееся вплоть до 1917 года форму абсолютной монархии, отказывалось воспринимать импульсы к обновлению, шедшие из недр общества. Оно насильственно сдерживало утверждение буржуазно-демократических порядков, подавляло гражданские инициативы, препятствовало становлению самостоятельных, независимых индивидов, в том числе - и женщин.Тем не менее, власти приступили к такому реформированию и начали с самого больного - с отмены крепостного права.

Одним из последствий реформы 1861 года стало втягивание женщин в общественное производство. На первых порах речь шла в основном о так называемом дворянском и разночинном женском пролетариате, т.е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти благородные девицы и стали основательницами женского движения в стране.

Их занимало все - и проблемы изменявшегося положения женщин, женской солидарности в преодолении трудностей, и проблемы общества в целом. Вот что вспоминал об этой начальной поре русского женского движения известный литературный критик В.В. Стасов, брат одной из родоначальниц этого движения, Надежды Васильевны Стасовой: В начале второй половины 60-х годов нынешнего столетия для лучших и интеллигентнейших русских женщин, а вместе с ними для моей сестры, пришла пора самой крупной, самой плодотворной для нашего отечества деятельности, пора самой могучей инициативы их по части освобождения женщины от тысячелетних цепей и принижения. По всему мужскому нашему миру шли тогда перемены и перевороты, которым ничего подобного не было во всей прежней нашей истории, в эти же самые минуты выросшие вдруг и расцветшие духом и волей существа женского нашего мира, вся вторая половина русского народа, тоже почувствовала свою прежнюю болезнь, ... встали и пошли 29.

Становление отечественного женского движения осложнялось тем обстоятельством, что оно развивалось не в горниле буржуазной революции, а только на подступах к ней, растянувшихся на добрые полвека. Его по-своему сдерживали и настроения революционного радикализма, царившие в освободительном движении страны. Женское движение входило в него составной частью, но отнюдь не самой важной. И вопросы решало, как тогда полагали, не самые важные. Самым важным считалось как можно более быстрое, полное, радикальное переустройство России. Женщины шли потоком в освободительное движение, и потому, что оно обещало им личное, женское освобождение, и потому, что оно обещало освобождение России.

Уже в 70-е годы XIX века женщины, по самым приблизительным подсчетам, составляли пятую часть активистов революционного крыла освободительного движения. Эта доля оставалась почти неизменной на протяжении всего XIX века. Историки советского времени, внимательно изучавшие этот вопрос, доказывали, что женщины-революционерки были наиболее последовательными сторонницами равноправия полов - ведь они добивались равного с мужчинами права на каторгу и смертную казнь 30. История женщин в революционном движении была освещена ими достаточно полно.

В тени оставался умеренный, либеральный поток женского движения, который собственно и решал его задачи. Медленно, постепенно, но успешно. В начале ХХ века в передовом слое русского общества женщины чувствовали себя не менее полноценными людьми, чем мужчины. Во многом благодаря усилиям первых русских феминисток - Надежды Васильевны Стасовой, Анны Павловны Философовой, Марии Васильевны Трубниковой и многих-многих других их сподвижниц. Любопытное свидетельство того времени оставила в своих воспоминаниях На путях к свободе феминистка уже второго призыва Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс. Она писала: Мы были равны не перед законом, а перед общественным мнением, особенно в тех кругах, где я жила... Мне уступали дорогу, придвигали стул, оказывали те мелкие знаки внимания, которые благовоспитанные люди привыкли оказывать женщинам. Но это нисколько не нарушало полного равенства, прелесть которого я оценила, только попав в Англию. Там я наблюдала, как при внешнем почтении, несравненно большем, чем отдавали женщинам в России, англичанок держали за чертой, в своего рода женском гетто, которого не поколебали ни избирательные права, ни появление женщин в парламенте 31.

Перемены в нравах, в нормах поведения - процесс долгий и сложный. Русские феминистки сумели воздействовать на него уже в первый период развития женского движения - от реформы 1861 года до революции 1905 года Это было время, когда женское движение вставало на ноги, приспосабливало общие установки и задачи феминизма к конкретной ситуации в России, когда решались самые практические и самые насущные вопросы женского труда, его оплаты, образования; когда женщины учились поддерживать друг друга в коллективных действиях - в ассоциациях, артелях, группах, коммунах. Главной проблемой, которую попытались решить активистки этого движения, а в его ядро входил знаменитый триумвират - Надежда Васильевна Стасова, Мария Васильевна Трубникова, Анна Павловна Философова, была проблема женского труда и женского образования.

Подводя итоги этого периода, Анна Николаевна Шабанова, возглавлявшая самое известное в то время Русское женское взаимно-благотворительное общество , в числе его несомненных завоеваний называла открытие Высших женских курсов в 1878 году, в котором участвовали все звезды Петербургского университета, и куда сразу же записалось 800 слушательниц, и открытие женских врачебных курсов при медико-хирургической академии в Петербурге в 1871 году. Как отмечала Шабанова, деятельность первых женщин-врачей была настолько самоотверженной и эффективной, что привлекла сочувствие русского общества к делу врачебного образования . Женщины-врачи получили крещение в войне с Турцией, работали в земствах, в глухих деревнях, преподавали, участвовали в научных исследованиях.

К началу ХХ века почти во всех больших городах России существовали женские курсы, как высшие, так и медицинские, а также политехнические, сельскохозяйственные, архитектурные и др. Они были рассадниками образования для женщин. Своим возникновением практически все эти курсы были обязаны частной и общественной инициативе и влиянию женщин32. А.Н. Шабанова справедливо отмечала, что борьба русских женщин за образование, за знания, стремление к самосовершенствованию... принесла результаты. Некоторые пути открыты, женщина может учиться и в некоторых областях прилагать к жизни свои знания 33. Благодаря усилиям этих сподвижниц, к началу ХХ века Россия стояла на втором месте в мире, сразу после Англии, по числу женщин, получивших высшее образование34.

Подчеркнем, вопрос о гражданских и политических правах женщин в этот период не вставал - не вставал уже потому, что этих прав в России не имел никто. Революция 1905 года совершенно изменила ситуацию в стране. Мужская половина населения после публикации Манифеста от 17 октября получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его. К этим требованиям они были подготовлены всем предыдущим опытом. С этого момента наступает второй период в развитии отечественного женского движения.

Это пора его зрелости, правда, недолгая - с 1905 по 1917 год. Женское движение крепнет за счет расширения и обновления социальной базы. В России набирает силу промышленная революция, появляется настоящий женский пролетариат, который также, как прежде дворянский и разночинный осваивает идеи феминизма. Женское движение становится гораздо более разнообразным, многосоставным, усложняются его идейные формы. Однако цель у всех его потоков одна - уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Этим озабочены и самое крупное, самое влиятельное Русское женское взаимно-благотворительное общество , и Союз равноправности женщин , и Женская прогрессивная партия , и Российская Лига равноправия женщин и др.

Рассказывая о конкретных формах борьбы за женское гражданское признание, А.Н. Шабанова перечисляла следующие требования Русского женского взаимно-благотворительного общества : освобождение женщин от паспортных стеснений, уравнение прав наследства, участие женщин в городском и земском самоуправлении, допущение в университеты и расширение области труда.

Кульминационным моментом развития женского движения в эти годы стал I Всероссийский женский съезд - событие уникальное в общей истории женского движения России. Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 10 по 16 декабря 1908 года. Инициатива его проведения принадлежала Русскому женскому взаимно-благотворительному обществу . Он собрал более 1000 участников - делегаток от различных женских организаций, объединений, групп, от женских фракций в политических партиях, а также исследователей, журналистов, представителей общественности, политических и государственных деятелей. Русский феминизм был представлен на съезде во всем многообразии его подходов, оценок, определений. На съезде высказались все: и те, кто был занят благотворительностью или просвещением; и те, кто отстаивал право женщин на труд и социальную защиту; а также те, кто формулировал самые крайние лозунги гражданского и политического равноправия женщин. Высказались представительницы умеренного или, как их стали в ту пору называть, буржуазного феминизма и их ярые противницы - пролетарки, старательно увязывавшие женский вопрос с вопросом социальным. Обсуждали вопросы социально-политического статуса женщин, их экономического и правового положения в семье и обществе, говорили об итогах и задачах женского движения, о перспективах социального освобождения женщин. Это отвечало задачам съезда: представить картину деятельности женщин в сфере общественной, просветительско-научной и экономической, содействовать объединению женщин в одном стремлении - завоевания прав.

Частью общей дискуссии были дебаты между сторонницами эгалитарного феминизма и поборницами феминизма различия . Два этих подхода к осмыслению темы прав женщин уже в ту пору явственно обнаружились в русском феминизме. Отметим, что в тот момент, когда русские женщины только добивались гражданского признания, сама ситуация делала более убедительной позицию сторонниц феминизма равенства. Они говорили о всеобщих ценностях демократии на общепринятом языке и настаивали на признании женщины в качестве такого же полноправного субъекта, каким к тому моменту считался мужчина. Общие интересы демократического движения России они отождествляли с интересами женского движения, больше того считали задачи становления общедемократического движения более значимыми для жизни России, чем задачи женского движения. Им казалось, что специфика российской жизни - потребности борьбы с самодержавием и монархией - основой российского традиционализма, оправдывают их позиции. В этом сходились и буржуазные феминистки и пролетарки.

Так идея борьбы за общее дело стала довлеть над внешне частными вопросами признания проблематики прав женщин. И в конечном счете очень скоро, в ходе революции 1917 года, поглотила эту проблематику - поглотила, несмотря ни на успехи женского движения начала века, ни на его идейно-теоретическую продвинут ость.

Тем не менее, можно с полным основанием утверждать, что в канун революции 1917 года женское движение было признанной общественно-политической силой в России. Его достижения обеспечили такой запас прочности идеям гендерного равенства, что заставили новую власть, возникшую в ходе революции, считаться с этими идеями и даже включить их в программу построения нового общества.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

* по-калифорнийски

Кетлин Паркер Я хочу быть понята правильно, но недавно Верховный Суд Калифорнии постановил, что женщина, которая изменяет ее мнение в течение * ...

News image

Теория права по феминизму Бэббит Френсис

Замена разумной персоны неразумной феминисткой. Существует много людей доброй воли, которые полагают, что феминизм - позитивное движение, борющееся за ра...

News image

Это в мужской природе

Кристина Соммерс. Прошлой весной мой сын провел месяц в Израиле с его старшим классом. Только одно мероприятие разочаровало его. Во время остановки в пуст...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Главе Синодального отдела пора понять, что он живет в светск

Цитата: По мнению главы Синодального отдела, российским феминисткам порапривыкнуть к отрицательному отношению общества к развязному поведению женщин, а не вы...

News image

Разумнова Ирина Илларионовна

Каково ваше мнение о различных аспектах лидерства женщин в политике, общественной жизни или бизнесе в современной России? Положительно отношусь к лидерству...

Наши услуги

Известные феминистки:

Майнхоф, Ульрика

News image

Ульри ка Мари я Ма йнхоф (нем. Ulrike Marie Meinhof, 7 октября 1934, Ольденбург — 8 или 9 мая 1976, Штутгарт) — западногерманск...

Пионерка украинского феминизма

News image

Выдающаяся общественная деятельница и писательница Наталья Ивановна Кобринская родилась 8 июня 1855 года в селе Белелуи Снятинск...

Права женщин в регионах:

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Можно говорить о том, что государство не уделяя внимания положению женщин в Амурской области ведет работу по усилению демографич...

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Со стороны государственных органов особой дискриминации не наблюдается. По данным руководства центра психологической помощи насе...

Реклама*

Женское движение:

В Египте запретили женское обрезание и жениться до 18-ти лет

News image

В результате нарастающей критики женского обрезания наконец в Египете его запретили. Напомним, что женское обрезание -...

Правительство Польши хочет полностью контролировать женщин

News image

Министр здоровья Польши, Ewa Kopacz, объявила о планах правительства создать базу данные всех беременностей в Польше, ...

Премьер-министром Австралии впервые в истории стала женщина

News image

Джулия Гиллард станет первой женщиной, занявшей пост премьер-министра Австралии. Об этом сообщает сообщает AFP. ...

В Йемене восьмилетняя девочка сама пришла в суд и развелась

News image

Восьмилетняя Ноюд Мухаммед Нассер из столицы Йемена, города Сана, сама пришла в суд и сказала, что хочет заявить на св...

Публикации:

News image

Словарь гендерных терминов. Электронная версия

News image

Новая книга: Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М.,

News image

Новое издание: Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики (М.: Едиториал

News image

Информационно-аналитический журнал Женский аргумент

Авторизация