Писательница, общественная деятельница МАРИЯ АРБАТОВА: Слова протоиерея Чаплина легитимизируют и романтизируют насилие над женщинами
Портал-Credo.Ru : Согласны ли Вы с оценкой слов протоиерея Всеволода Чаплина о том, что русские девушки сами провоцируют мужчин на насилие своей нескромной одеждой, как слов женоненавистнических?
Мария Арбатова: Я считаю это не женоненавистническим, а закононенавистническим выступлением, поскольку текст протоиерея легитимизирует и романтизирует насилие над женщинами. А сексология утверждает, что в * насилии нет * составляющей, есть только агрессивная составляющая. Оно совершается либо мужчинами с глубокими и девиациями, либо мужчинами со сниженным гуманитарным стандартом, либо мужчинами в состоянии сильного алкогольного опьянения. Эксперименты, проведенные над насильниками, посажеными перед камерой, снимающей пешеходный поток людей, показали, что, отмечая понравившихся женщин нажатием кнопки, насильники составили портрет типичной жертвы. И эта жертва не вписывается в церковный дресс-код, насильник выбирает её по глазам и пластике.
Вероятно, Всеволод Чаплин имел в виду этническое * насилие , широко изученное во Франции в связи с арабскими мигрантами и в Германии в связи с турецкими мигрантами. Там * насилие является психологической защитой мужчины из консервативного мира перед пугающим образом свободной женщины. Но в Европе государство и общество жестоко подавляет это явление, подтягивая мигрантов до своего уровня прав и свобод через жесточайшее уголовное преследование и через просветительскую деятельность. Протоиерей ведет разговор о жителях России, гражданах Кавказа, словно одобряя их уголовно наказуемое поведение. А когда священник поддерживает уголовника, это становится не только дискредитацией закона, но и дискредитацией РПЦ.
- В обществе широко распространено мнение, что женщина в православной Церкви занимает униженное положение (например, не может быть священником и т.п.). Представители Церкви уверяют в обратном. Какая из этих точек зрения Вами ближе и почему?
- РПЦ, действительно, совершенно * организация. И если в ней существуют матушки-настоятельницы, то их уровень влияния и подпущенности к церковному финансовому и властному ресурсу мизерный. Полагаю, что время вынудит РПЦ МП модернизироваться, иначе она просто потеряет паству, или будет Церковью ряженой паствы, воцерковленные женщины которой одной рукой крестятся, а другой рукой делают всё, что запрещено канонами.
- Вас часто называют феминисткой. Возможно ли, с Вашей точки зрения, существование христианского или даже православного феминизма? Имеет ли борьба за равноправие женщин религиозное основание?
- Словосочетание христианский или православный феминизм имеет такое же анекдотическое звучание как самый короткий советский анекдот еврей-дворник . О формах церковного феминизма можно будет вести разговор, когда среди церковных элит будет одинаковое число представителей обоих полов, и социальный лифт для карьеры священника будет одинаковым для мужчины и женщины. Как, например, в церквях скандинавских стран.
- Часто можно слышать, что россияне не умеют одеваться. В зимнее время почти все прохожие на улице одеты в черную одежду и выглядят невыразительно. Тот же протоиерей Всеволод Чаплин призвал ввести общероссийский дресс-код . Этот призыв прозвучал в контексте борьбы за скромность женщин. Но, может быть, тема дресс-кода для России действительно актуальна?
- Я не могу сказать, что в холодное время россияне одеты чернее и невыразительней, чем их западные современники. Наши женщины недавно получили доступ к красивой одежде и пока еще не наелись ею, их имидж значительно интересней, чем у женщин в Европе. Дресс-код, к которому призывает протоиерей Всеволод Чаплин, это наезд на частное пространство женщин, на их права и свободы. Он повторяет тему за Рамзаном Кадыровым, за уполномоченным по правам человека в Чечне Нурди Нухажиевым, за талибами и прочими персонажами, которым некомфортно жить рядом со свободными, самостоятельно определяющими судьбу женщинами. Выступление протоиерея упирается не в одежду, это очередная попытка расширить влияние РПЦ МП за рамки приходского забора.
Надо отчетливо понять, что стартовала выборная компания в Госдуму, и первые её шаги консервативные партии при поддержке РПЦ сделали в сторону прав женщин: разговоры о ликвидации бесплатных абортов, законопроект о 100 000 рублей за отказ от аборта, предложение штрафовать производящих аборты врачей, и дресс-код как финальный аккорд.
А если в России и надо что-то менять в стилистике одежды, то это всё-таки компетенция не Всеволода Чаплина, а Славы Зайцева и Валентина Юдашкина.