Ортодоксы в Израиле все еще жестко выступают против женщин, не поддерживающих нормы половой сегрегации и скромности.
Женщина заходит в обычный городской автобус и садится на переднее сидение. По прошествии некоторого времени к ней подходят несколько пассажиров и настоятельно просят пересесть в заднюю часть салона автобуса. Женщина отказывается, потому что она устала и вообще не видит никаких причин менять место. Другие пассажиры начинают громко возмущаться. Женщина не соглашается, и тогда ее начинают толкать силой, причем достается и пассажиру, сидящему рядом с ней. На место вызывают наряд полиции, но его не подпускают десятки ортодоксов. В суматохе нападавшим удается скрыться.
К сожалению, это жанровая сценка из израильской действительности 2007 года. Дело было в Бейт-Шемеше, где в последнее время обострились разногласия между ортодоксами, с одной стороны, и светским и традиционалистами – с другой.
Печально, но нападения на женщин, которые в “религиозных” рейсовых автобусах (предназначенных специально для ортодоксальной публики) отказываются пересесть на задние сидения, или просто одеты, с точки зрения ортодоксов, нескромно, - явление не новое. Но вышеописанный случай свидетельствует об эскалации уровня насилия против тех, кто отказывается следовать нормам половой сегрегации и скромности.
Многие женщины, чья вина лишь в том, что они сидят на передних сиденьях или одеты в длинные брюки вместо юбки, пережили позор и страшные угрозы. Достоинство этих женщин было попрано, и они чувствовали себя униженными. В последние годы религиозная община становится все более экстремистской во всем, что касается разделения полов. Нормы, принятые в Меа-Шеарим и Бней-Браке, получают распространение повсюду, где светским приходится уступать.
В некоторых районах уже требуют сегрегации по половому принципу в магазинах и даже строительства раздельных тротуаров для мужчин и женщин. В крупных городах поговаривают о раздельных очередях в государственных учреждениях и банках. Ортодоксы требуют также раздельных туристических маршрутов в тоннеле под Стеной плача. Первые “религиозные” маршруты автобусов появились 10 лет назад. Обслуживали они, в основном, жителей Бней-Брака и ортодоксальных кварталов Иерусалима. Теперь таких маршрутов по всему Израилю уже около тридцати. И пользуются ими все слои населения – ортодоксы, традиционалисты, светские.
Приведенные выше требования ортодоксов – неприемлемы в демократическом государстве, уважающем принцип равноправия полов. Меньшинства имеют полное право поддерживать угодный им образ жизни. Но никто не дает право меньшинству навязывать свою волю остальным, тем более, подобными методами.
Нельзя забывать о том, что лидеры ортодоксальной общины – сплошь мужчины. Голос религиозных женщин не слышен. Никто не спрашивал их, согласны ли они сидеть на задних сиденьях в общественном транспорте.
Год назад Центр еврейского плюрализма и несколько женщин, пострадавших от насилия в “религиозных” маршрутах, подали иск против министерства транспорта и компаний пассажирских перевозок, требующий сократить число “религиозных” маршрутов и задействовать альтернативные автобусные линии, на которых не будет осуществляться сегрегация по половому признаку. В своем ответе министерство транспорта написало, что речь идет о “добровольном согласии”, и оно не намерено вмешиваться и что-либо менять.
Случай в Бейт-Шемеше доказал, что никакого “добровольного согласия” тут нет и в помине. Министерство транспорта должно позаботиться о том, чтобы пассажиры автобусов спокойно и без помех доехали до нужной им остановки. Инцидентов, подобных тому, что имел место в Бейт-Шемеше, быть не должно. Требованиям сегрегации по половому признаку нужно поставить прочный заслон!