Мужчины из небольшой деревни в ярости. Одна из семей деревни привела 13-летнюю девочку к врачу, чтобы удалить ей клитор. Для болезненной и травматичной процедуры не было никаких медицинских показаний – она просто считалась необходимой для сохранения целомудрия девочки и чести семьи. В результате осложнений девочка умерла. Однако местные мужчины злятся совсем не по этой причине. После ее смерти власти закрыли клинику, и это вызвало возмущение.
«Они нас не остановят», - кричит Саад Йехия, владелец чайного магазина. «Мы поддерживаем обрезание!» - кричит он снова и снова. «Даже если правительству это не нравится, мы все равно будем обрезать девочек», - говорит Фахми Эззеддин Шавиш, старейшина деревни.
«Обрезание», как его называют сторонники, или женское увечье гениталий, как называют его противники, этим летом оказалось в центре яростных дебатов в Египте. Национальная кампания против данной практики стала одним из самых сильных социальных движений в Египте за последние десятилетия, объединяя правительственные структуры, религиозных лидеров и рядовых активистов.
Хотя Министерство здравоохранения Египта запретило данную процедуру в 1996 году, ее разрешают в случае медицинской необходимости – лазейка, из-за которой запрет практически неэффективен. Однако сейчас правительство пытается ужесточить запрет.
Власти не только пошли на необычный для себя шаг, закрыв клинику, министр здравоохранения также издал декрет, запрещающий медицинским работникам (или кому-либо еще) проводить данную процедуру по любой причине. Более того, Министерство религиозных дел недавно выпустило буклет о том, почему данная практика не приветствуется Исламом, муфтий Египта, Али Гомаа, назвал данную практику харамом, запрещенной Исламом. На государственном канале началась реклама, призывающая отказаться от практики, открылась национальная линия по вопросам генитальных увечий.
Но как демонстрируют мужчины деревни, серьезные социальные изменения происходят в Египте крайне медленно. Страна является очень консервативной и религиозной. Многие века египетские девочки, обычно в возрасте 7-13 лет, подвергались генитальным увечьям. Это мог делать врач, местный цирюльник или просто кто-то еще из деревни.
В 2005 году государственное исследование показало, что 96% замужних, разведенных и овдовевших женщин прошли через данную процедуру. Подобная цифра шокировала даже многих египтян. Как говорилось в исследовании: «Практика женского обрезания практически универсальна для женщин репродуктивного возраста в Египте».
Однако теперь, довольно неожиданно, движение против генитальных увечий в Египте стало сильно как никогда. Первые усилия против традиции появились почти столетие назад, однако развитию движения помешал один серьезный барьер – тема считалась слишком неприличной, и ее обсуждение было строго табуировано. Похоже, что растущее принятие человеческой красоты в СМИ, происходящее в последние годы, также позволило активизироваться данному движению.
Впервые в истории страны в телевизионных новостях и газетах начали появляться детальные сообщения об операциях. Этим летом две маленькие девочки умерли, и эта новость была на первых полосах независимой прессы. Активисты попытались привлечь внимание к этим смертям, проводя демонстрации, которые, в свою очередь, привели к дополнительному освещению в СМИ.
Сейчас в движении объединились редкие соратники – правительство, общественные организации, религиозные лидеры и журналисты. Однако произошло все это благодаря 84-летнему антропологу – Мари Ассаад, которая боролась с генитальными увечьями, начиная с 1950-х годов. «Я думала, что никогда не доживу до этого дня», - говорит она, читая о проблеме в популярной газете.
Доктор Насл эл-Саввид, помощник министра здравоохранения, говорит, что практика снижается в городах, а также в более чем 100 деревнях, где вводятся агрессивные меры по борьбе с ней. «Наш план и программа в течение двух лет снизить ее распространенность на 20%», - говорит он.
Однако остается главная проблема – как убедить людей, что их деды и родители, также как и они сами, вредили собственным дочерям. Более того, активистам нужно преодолеть представление о том, что ни один мужчина не захочет жениться на женщине, которая не прошла процедуру, и что обрезание необходимо для сохранения чести семьи. Отказ от практики также означает, что мужчины должны отказаться от контроля над женщинами, хотя бы частично.
А это очень серьезная проблема – переубедить влиятельных людей, таких как Осама Мохаммед эл-Моасери, имам мечети в Басиоуне, городе рядом с деревней, где умерла 13-летняя девочка. «Эта практика передается из поколения в поколение, так что это естественно, что каждый человек делает обрезание своей дочери», - говорит он. «Когда Али Гомаа называет это харамом, он критикует обычай наших отцов и прадедов».
Однако движение против генитальных увечий становится все более зрелым и готовиться оспорить эти аргументы. Так, Ассаад и другие интеллектуалы поставили перед собой цель читать лекции соседям, называя практику варварской. «Сначала мы пытались объяснять, что это неправильно. Это не сработало. Они говорили: «Это делали с нашими матерями и бабушками, и они были в порядке».
Ассаад и ее коллеги казались городской интеллигенцией, ничего не знающей о реальной жизни. Однако со временем им удалось заручиться поддержкой исламских богословов и медицинских работников в надежде развеять мифы, например, о том, что женское обрезание необходимо для профилактики отклонений.
«Обрезание это старая, но абсолютно бессмысленная традиция», - говорит Вивиан Фоуад, которая помогает на национальной горячей линии. Она продолжает: «Если вы хотите защитить вашу дочь, то нужно ее хорошо воспитывать. Ответ в том, как воспитывать вашего ребенка, не в том, чтобы калечить собственную дочь».
Египет – очень патриархальное общество, но и здесь женщины могут иметь большое влияние. Ассаад убедила двух важных привилегированных женщин присоединиться к ее борьбе.
Первой стала Сюзанн Мубарак, жена президента Хосни Мубарака, а также независимый политический деятель. Второй стала ее сторонница, Мошеира Каттаб, глава Национального совета по материнству и детству, правительственной структуры, участвующей в разработке национальной политики по социальным вопросам и здравоохранению.
Каттаб стала продвигать проблему на повестку дня. Теперь в ее совете есть постоянные сотрудники, работающие над проблемой и поддерживающие национальную горячую линию. Она путешествовала из города в город, возмущаясь тем, что генитальные увечья не прекратились.
«Коран не имеет отношения к этой традиции», - говорит она. «В мужском обществе мужчины берут в религии только то, что удовлетворяет мужчин, и навязывают это. Те отрывки Корана, которые благоприятны для женщин, они игнорируют».
Это непривычные нападки для исламистов, которые пропагандируют практику как религиозную, особенно с учетом того, что правительство избегает любых конфронтаций с консервативными религиозными лидерами. Правительство заинтересовано в том, чтобы поддерживать имидж стража исламских ценностей и таким образом уменьшить популярность радикальных исламских группировок.
Однако религиозный дискурс в отношении генитальных увечий изменился. Это произошло во многом благодаря стратегии Ассаад, заручившейся поддержкой влиятельных женщин, таких как Мубарак, а также молодых женщин, таких как Фатма Ибрагим, 24 лет. Когда Фатме было 11 лет, ее родители сказали ей, что у нее возьмут кровь на анализ. Врач, один из родственников, дал ей наркоз, а когда она проснулась, оказалось, что она не может ходить. Воспоминания об этом до сих пор преследуют ее, и хотя она говорит, что родители «убьют ее», если узнают, она стала добровольцем движения против генитальных увечий. Она надеется, что таким образом она защитит других женщин от того, что когда-то пережила она.