Феминизм появился на свет вместе с французской и американской революциями. В этой статье турецкий исследователь Аднан Челик попытался рассмотреть «исламский феминизм» - одну из версий феминизма, возникших после того, как это движение получило распространение за пределами западного мира.
Феминизм в целом можно определить как движение за равенство женщин, ставящее целью ликвидировать распределение власти в обществе в пользу мужчин. Эта цель породила и стремления ликвидировать дискриминацию женщин, всякого рода давление на нее и ее эксплуатацию. Феминизм, начавшийся на Западе с требований прав и свобод, со временем распространился по всему земному шару, и в настоящее время продолжает свою борьбу в разных культурах, в разных версиях. С изменением общества произошли важные изменения и в требованиях и в целях этого движения, но в целом оно не отказалось от борьбы против патриархального общества, где основная роль принадлежит мужчинам. Феминизм демонстрирует разные версии в зависимости от культурной среды и условий, но во всех этих версиях сохраняется общее для них не теряющее своей актуальности требование равенства.
Феминизм в Турции, как и на Западе, прошел свою эволюцию, изменился под влиянием времени (İngün,2005:1).Ряд отличных от западных существующих в нашем обществе практик естественным образом повлиял на требования женских движений. В Турции, где господствует исламская культура, к феминизму относятся более осторожно, да и требования феминисток более сосредоточены не на равенстве мужчин и женщин, а на сходстве.
С созданием Турецкой республики ускорившиеся процессы модернизации породили в обществе существование двух полюсов, и эта двойственность явным образом проявилась и в женском движении. Процесс секуляризации, возникший наряду с модернизацией, сосредоточился на женщине. Запрет женщинам в общественных местах носить платок породил, как уже говорилось, два полюса. С одной стороны, существует феминистическое движение, утверждающее, что платок является ограничением свободы женщины. С другой стороны иные феминистические и/или исламские движения утверждают, что возможность в соответствии со своей волей и предпочтением платок в общественных местах также является одним из аспектов свободы. Эта двойственность порождает немало споров и расширяет масштаб женских движений в нашей стране.
Феминизм, распространившийся на волне новых социальных движений в мировых масштабах, оказал свое влияние и на Турцию, породив серьезные споры и в среде религиозных женщин-мусульманок. Таким образом, женщины заставили общество слышать свои голоса, высказывая свое мнение в разных мусульманских журналах, печатных органах и общественных собраниях. Эти женщины, собравшиеся под лозунгом «Не женщина, а человек», выступали с требованием открыть им дорогу. И хотя они, считая феминизм порождением Запада, предполагали, что он не сможет вписаться в турецкое общество, в своих требованиях прав для женщин за основу они брали это движение (İngün,2005:1).
Те же женщины, которые стали появляться на общественной арене, позиционируя себя как носящие платок мусульманки, в последние годы, открыв дискуссию о сформировавшемся в мусульманской практике восприятии женщины, начали выдвигать требования, в своей основе предполагающие равенство. Связи, которые пытались наладить между феминизмом и Исламом, со временем породили своеобразное явление, именуемое «исламским феминизмом».