В современном мире неблагоприятным образом снизилась роль мужчины и мужских ценностей в обществе, равно как активизировалась всесторонняя пропаганда женственности для мужчин и мужеподобности для женщин. Атрибутом нашего времени стали жеманные, инфантильные, с разноцветным мелированием в волосах мальчики, томно и ломано обсуждающие новенькие оранжевые джинсы в модном бутике и последние прически, а также резкие, алчные, независимые до одержимости бизнес-вумен, стремящиеся всеми силами отстоять вдалбливаемый им в головы принцип «я сама» и идиотский постулат «все мужики – козлы». Результатом явилось пагубное, нездоровое доминирование женщин в обществе, в семье, в школе. «Мамочки» навязывают свою волю вполне уже половозрелым детинам, балуют великовозрастных «сыночков» кассетами, гитарами, шмоточками, растягивая период «золотого детства» своих мальчиков, мешая им естественным образом превратиться в мужчин с осознанием своего положения, статуса и ответственности. В школах юношей-подростков поджидают пресловутые затюканные жизнью учительницы, то и дело норовящие сорвать на уже взрослых ребятах свои затаенные комплексы. А масс-медиа и кино навязывает будущим мужчинам розово-рюшечный, инфантильный стиль поведения. С другой стороны, девочкам пропагандируется установка ни в чем не уступать, не ценить любовь, заменив ее на серию кошачьих случек с серией накачанных и надушенных, возможно, абсолютно пустоголовых, однако обладающих заветными зелеными бумажками мускулистых партнеров-спонсоров. Искрящиеся сотней цветов и смазливых накрашенных мордашек таблоиды уверяют молодых девушек, что главное для женщины – это головокружительная карьера с использованием всего арсенала * привлекательности и сногсшибательный (в трактовке гламурных кутюрье и законодателей мод среднего звена) внешний вид. Помимо рекламы всевозможных дорогостоящих и вкусно пахнущих косметических средств глянцевые журналы культивируют уничижительно-потребительское отношение женщины к мужчине. Собственно, такая пропаганда проводится и в новомодном кино – достаточно вспомнить названия и ключевые фразы популярных фильмов: «Все мужики - сволочи», «я ненавижу всех мужчин», «деньги надо брать из мужчин» и т. д. Мужчина воспринимается как некое вспомогательное приспособление для добывания средств к существованию и доставления разного рода удовольствий - нечто среднее между новейшим электрическим чайником, поблескивающим дорогим автомобилем с тонированными стеклами и причудливым инвентарем секс-шопа. При этом вожделенный мужчина – источник банковских счетов и замшевых сапог – подспудно воспринимается как противник, которого нужно окрутить, совратить, раскрутить на «бабки» (поездки, рестораны), в противном случае он становится «лохом» в глазах современной «прогрессивной леди». Мужчина отнюдь не воспринимается как воин (в широком смысле этого слова), покровитель, защитник, как человек, несущий ответственность и заслуживающий уважения. Собственно, вся диктуемая культура поведения, рекламируемый в СМИ образ жизни направлены как раз на то, чтобы мужчина превратился в несуразно-инфантильное, с выбеленными волосами и плеером эфемерное существо. Все это, к сожалению, не способствует тому, чтобы сегодняшнее поколение подростков превращалось в мужчин и женщин в полном смысле этого слова. Конечно, есть и исключения, есть семьи со здоровым внутренним климатом, существуют и реликтовые персонажи обоих полов, не поддавшиеся веяниям всеобщего тления. Однако в целом картина удручающа. Описанные тенденции свидетельствуют о глубокой болезни современного общества, ведь, по сути, инфантильные женоподобные мужчины и мужеподобные довлеющие над ними женщины – это также своего рода извращение.Излишне говорить о том, что Ислам радикально не приемлет подобного взгляда на гендерные вопросы, на роль и сферу ответственности мужчины и женщины. Существует немало аятов Корана и хадисов о положении жен по отношению к мужьям, об ответственности мужчины за женщину, о недопустимости уподобляться представителям противоположного пола. Эта установка противоположна стереотипам поведения полов в современном мире, где мужчинам фактически предлагают копировать типично женские стандарты поведения, погрузившись в необузданное, беспрерывное потребительство и малодушное мещанство. Ислам ни в коем случае не призывает женщину уподобиться мужчине, однако в практической экзистенциальной плоскости приятие исламских ценностей означает неподдельное уважение к тому, что является долгом мужчин-мусульман, подчинение своим мужьям в том, что предписывает Шариат, искренняя помощь им со стороны женщин и воспитание детей в духе Ислама. Ислам соблюдает своего рода тонкую грань, сохраняя за женщиной право на активное участие в социальной, культурной, политической и экономической жизни, и в то же время не превращая ее в мужланку, этакую разухабистую, брутальную Анку-пулеметчицу. Однако, несмотря на наличие множества конструктивных примеров женской мусульманской социально-политической активности, вирус гипертрофированного феминизма, увы, все больше распространяется по умме. Неуемные в собственных материальных запросах и финансовых аппетитов, невесты требуют колоссальный махр, включающий в себя счет в банке, дом, автомобиль и возможность, как минимум, раз в полгода отдыхать на фешенебельном курорте. Во многих мусульманских странах предприимчиво-властные «ханум» порываются бесцеремонно руководить подобострастно лебезящими перед ними мужьями, сносящими унизительные ремарки и оскорбления, а потом разводятся и в нарушение правил Шариата отсуживают у бывших благоверных нешуточные суммы денег. Все это идет вразрез с Сунной Пророка (мир ему), который неоднократно настаивал на минимальном, чисто символическом махре, и осуждал алчность. Наряду с этим, распространяются и нездоровые феминистические веяния в собственном смысле этого слова. Они проникают сквозь защитные барьеры, создаваемые Шариатом, невзирая на устоявшийся традиционный жизненный уклад. И все чаще мы слышим сомнительного свойства рассуждения о том, что мусульманка может и не выходить замуж, что есть важные вопросы карьеры, образования, работы и проч. В пользу этих вроде бы правильных рассуждений приводятся примеры из жизни жен, дочерей, сподвижниц Пророка (мир ему). И действительно, Ислам не ограничивает активность женщины узкими стенами кухни, сводя ее роль лишь к готовке, уборке и прочим хозяйственным делам. Напротив, Ислам стимулирует ее к духовному, образовательному, творческому росту, поощряет проявление энтузиазма в общественной и политической жизни. Так, первая жена Пророка (мир ему) Хадиджа, необычайно самоотверженная и праведная женщина, успешно вела торговые дела. Дочь Мухаммада (мир ему) Фатима принимала участие в теологических дискуссиях и даже военных походах, перевязывая раненых. Одна из наиболее преданных сподвижниц Посланника Аллаха (мир ему) Умм Салим сражалась в битве при Ухуде, наравне с мужчинами. Однако все эти примеры не подходят в качестве подтверждения умопостроений «феминисток от Ислама». Ибо акценты в Исламе неизбежно расставлены так, что, как бы ни была интеллектуально развита мусульманка, какую общественную пользу она бы ни приносила умме, на первом месте в ее жизни всегда остается семья. Недаром существует хадис, что лучший джихад женщины – это ублажение собственного супруга. При том, что женщине не возбраняется проявлять усердие на пути Аллаха в других его формах. В целом же отметим, что с точки зрения Ислама женщина без мужчины – это нонсенс (равно как и наоборот). Здесь стоит, конечно, делать скидку на обстоятельства и сложности, с которыми сталкиваются порой мусульманские девушки, которые не могут найти себе мужа. Однако Ислам рассматривает эти затруднения как испытания на пути Аллаха. Конечно, мужчина и любовь к нему не должны превращаться для мусульманки в идол, в тагут. Бывают ситуации, когда личным необходимо пожертвовать во имя Ислама. Так, одна из жен Пророка (мир ему) Маймуна и упоминавшаяся героическая Умм Салим оставили своих мужей, несмотря на любовь к ним, поскольку те отказались стать мусульманами. Однако муж играет исключительно важную роль в жизни мусульманки, ибо именно через него она входит в умму как структурированную общность, как в партию Аллаха, упоминаемую в Коране. Ошибочно представление о том, что существуют две параллельные реальности – мужской и женский джамааты. Женский джамаат сам по себе, в отрыве от мужского, не имеет смысла и самодостаточной миссии. Причина коренится в разнице психологии мужчины и женщины. Мужчины в большей степени склонны создавать сообщества, основанные на братстве и сплоченности общим делом. Женщины менее коллективистски настроенные, менее дисциплинированны, поэтому их функция – заботиться о своих мужьях, помогать им и мужскому джамаату в целом в меру своих собственных способностей и возможностей. Найти «золотую середину», не впадая в оголтелый феминизм или мещанско-кухонную ограниченность как в личной, так и в социальной проекции, – вот задача мусульманской женщины в современном мире.