feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Исламский феминизм - Ислам и феминизм


Ислам и феминизм

ислам и феминизм

Жнская тема в современном мусульманском мире соткана из парадоксов. С одной стороны, ему присуща устойчивая патриархальность, прочность шариатского законодательства, которое признает за женщиной немало прав. С другой стороны, отчетливо проявляются феминистические настроения в ряде мусульманских стран.

Говоря об устойчивой патриархальности мусульманского мира, необходимо понять одно простое правило: патриархальность обусловлена не желанием обделить женщин в правах, а обязанностью мужчин не перекладывать работу, принятие важных решений и проистекающую из этого ответственность на хрупкие женские плечи. Отвечать за общественные, государственные и прочие важные дела должны мужчины и позорно прятаться в случае провалов и неудач за женщинами.

В Исламе любой вид власти это не награда и не статус, а в первую очередь – ответственность. Что касается прав, то Ислам декларирует два их вида. Первый вид – это права (а, следовательно, и обязанности) общие для мужчин и для женщин. Второй вид – это права, предназначенные исключительно для мужчин или исключительно для женщин. Разница во втором виде прав исходит из предписаний шариата, которые учитывают физиологическую и психологическую особенности обоих полов. То, что не возлагается на женщин, – дело для мужчин, как, к примеру, заработок финансовых средств для семьи. То же, что не возлагается на мужчин, является обязанностью женщин, как вскармливание и уход за младенцами. Поэтому женщины не должны в оранжевых жилетках при любой погоде укладывать рельсы, шпалы и асфальт, а мужчины – уходить в декретный отпуск.

Мусульман упрекают за отсутствие абсолютного равенства между полами? А его не может быть априори, иначе не было бы ни женщин, ни мужчин, а было бы некое среднее «оно», которое размножалось бы делением пополам как простейшие одноклеточные. Не всегда «равенство» и «свобода» синоним успеха. Чаще всего уравниловка наносит тяжелые ментальные, психологические травмы и одним и другим, как на уровне отдельной личности, так и на общественном уровне. Вот и появляются «не отдираемые» от дивана мужчины с бутылкой пива, не способные отвечать ни за что, и женщины добровольно возложившие на себя их обязанности, недовольные и страдающие, но не желающие от этих обязанностей отказаться. Мужчины не должны утрачивать мужественность, а женщины – женственность.

Феминизм в Исламе амбивалентен. Если принимать во внимание энергию и самостоятельность действий части свободолюбивых мусульманок, то их можно отнести к сторонникам реформаторских настроений. С другой стороны, почерпнутая из европейской политической культуры независимость суждений и поступков у других, направлена на утверждение консервативных норм. И таким образом феминизму оказываются присущи исламские настроения.

Сложилось два направления исламского феминизма – светское и религиозное. Оба вида распространены как в мусульманском мире, так и в регионах, где мусульмане составляют меньшинство. Вместе они не совместимы и даже противоположны. Конкретный пример – ношение женского головного убора – хиждаба. Для феминисток светского направления необходимость его ношения, расценивается как публичное и крайне обидное свидетельство женского неравноправия. Для исламских же феминисток, ношение хиджаба – демонстративная самостоятельность и независимость перед лицом вестернизированной части общества, прежде всего пораженных «недугом западничества» мужчин. И, если иранские светские феминистки демонстративно снимают хиджабы, то в соседней Турции платок символизирует право женщины на самостоятельный культурный и даже политический выбор. Хиджаб, платок или вуаль становятся религиозным штрихом на светском полотне секуляризованного общества.

Нечто подобное можно сказать и о приверженках платка в России, в Азербайджане, отстаивающих свое право на отличное от большинства мнение.

Некоторые татарские и азербайджанские дамы, отстаивая свое право фотографироваться на паспорт, права и другие официальные документы в платке, пошли на открытый конфликт с властями.

Борющиеся за право носить платок мусульманки и те, кто считает ношение традиционной одежды насилием над личностью, – сестры-близнецы: для тех и других главное – заявить о свободе своего выбора.

Подобные тенденции просматриваются во многих странах. Пока одни женщины выступают против религиозных предписаний и культурных традиций своих народов, другие усиленно борются за право их соблюдать. Самый яркий пример – Турция. С одной стороны, турецкое общество считает себя носителем мусульманской культуры, и всякое проявление неуважения к исламским традициям порицается. Поэтому светски настроенные турчанки, демонстративно пренебрегающие традициями, весьма порицаемы в обществе. Тем самым они сознательно или неосознанно позиционируют себя, как светские феминистки. С другой стороны, Турция, как светское государство, настолько сильно надавила на исламские культурные и религиозные обычаи, что ввела на них ряд запретов, в частности на ношение хиджаба в государственных учреждениях. Это вызвало всплеск исламского феминизма, когда турецкие женщины в знак протеста подавали иски в суды, устраивали митинги и демонстрации и даже обривали головы. Тем самым они протестовали против ущемления их религиозных прав.

Оригинальный апофеоз мусульманского феминизма наблюдался в марте 2004 г. в Нью-Йорке, где во время пятничной молитвы роль имама взяла на себя местная преподавательница в университете штата Вирджиния, автор знаменитой феминистической книги «Коран и женщины» Амина Вадуд. Призыв на молитву (азан) произносила другая мусульманка – Суэхилла Аль-Атар. После этого события они были подвергнуты критике даже со стороны исламских либералов, так как в Исламе выполнять обязанности имама и муэдзина разрешается только мужчинам. На женщин такая ответственность не возлагается. Эта новость была подхвачена критиками и исследователями, все ожидали продолжения. Но продолжения не случилось, и не понятно, как вообще случилось само событие. Реформировать Ислам в соответствии со своими желаниями не получится, в крайнем случае, получится некое неорелигиозное течение имеющие из него черты, но к Исламу не относящееся. Это движение отторгнет вся мусульманская умма на маргинез. Так случалось не раз, такой же результат будет и в случае возникновения «фемино-ислама».

В Украине наблюдаются обе формы исламского феминизма. Пока женщины из традиционно-мусульманских народов (в основном это крымские и поволжские татарки) пренебрегают предписаниями Ислама, новообращенные мусульманки из славянских народов пытаются донести до них важность и актуальность выполнения шариатских норм. Пока первые расценивают нормы Ислама не более чем дань традициям предков, для вторых это осознанный жизненный выбор. В Украине подобные явления не заметны для общества, так как количество мусульман и их активность близки к нулю.

В целом, в связи с нарастающей секуляризованностью общества и практически безграничной свободой, среди мусульман преобладает светский феминизм. При этом с каждым днем укрепляются позиции исламского феминизма, в котором женщины оценив все плюсы и минусы свободы и равноправия с мужчинами, выбирают исламские ценности.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Возражения Гендерной Войне

Винди МакЕлрой, Будущие феминистки оглянутся назад в недоумении, оценивая сегодняшнюю навязанную гендерную войну между мужчинами и женщинами, примерно та...

News image

Как феминизм сейчас отчуждает женщин от науки

Норриета Кордж, феминист, профессор истории и философии при Индиана университете в Блуменгтоне. Феминизм 90-х. принял на вооружение определенно антинауч...

News image

Феминистский закон

Иева Соди. Большая благодарность за то, что мы уделяем большое внимание нарушениям прав в аэропортах. И все же за прошедшие тридцать лет вторая по величи...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Потому что ты - девочка (с)

Когда-то я не знала, как много я должна. Должна остро нуждаться в присутствии мужчины в моей жизни. Должна страдать или ощущать себя счастливой в зависимости...

News image

Сопротивление возможно

Rote Zora (Красная Зора, из книги «Die Rote Zora und ihre Bande» –«Красная Зора и ее команда» Курта Хелда) – феминистская милитант-организация в Западной Герм...

News image

Российские феминистки обратились к Патриарху

Интернет-сообщество русскоязычных феминисток и инициативная группа «За феминизм!» собирает подписи под коллективным письмом Патриарху Московскому и всея Руси ...

Известные феминистки:

Хорни, Карен

News image

Ка рен Хо рни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хо рнай]; 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский п...

Марта Грэхем

News image

Против консервативного взгляда на женщину только как на мать восстала и третья из названных здесь женщин - создательница танца м...

Права женщин в регионах:

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

В 2001году в Тверской области на 1000 мужчин трудоспособного возраста приходилось 933 женщины. В целом женское население области...

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

News image

Крайне неблагоприятная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Дагестане в последние годы, отражается в первую очередь н...

Реклама*

Женское движение:

Мужские мускулы женщин не волнуют

News image

В отличие от парней и девушек Запада, ищущих любви, люди африканского племени Хадза выбирают себе пары без учета разме...

Трансвестизм больше не является заболеванием в Швеции

News image

Трансвестизм наряду с другими шестью типами * поведения будет вычеркнут из официального списка медицинских ...

В Швеции прошла акция протеста против разницы в доходах женщин и мужчин

News image

06.07.2010, Стокгольм 13:24:15 В Швеции прошла акция протеста против разницы в заработной плате мужчин и женщин, в ход...

Победа фанаток топлесса

News image

Шведские феминистки одержали верх. Один из бассейнов разрешил женщинам плавать без лифчиков во имя равноправия. Обнаже...

Публикации:

News image

Новое издание МЦГИ

News image

Женская тема в средствах массовой информации

News image

Словарь гендерных терминов будет распространяться в августе!

News image

Гендер как инструмент познания и преобразования общества

Авторизация