Сегодня почти на каждом исламском сайте все чаще красуются статьи о достижениях мусульманок в современном мире: «Мусульманка-спортсменка», «Мусульманка за рулем», «Мусульманка и карьера», «Исламская мода», «Мусульманка и высшее образование» и тому подобное. Наряду с такими информационными топиками все чаще попадается термин «прогрессивные мусульманки». Попробуем разобраться, кто они такие?
Исторический опыт показывает, что женщины мусульманки уже во все века имели прогрессивные взгляды и старались получить хорошее образование. Помимо того, что они обладали высокой нравственностью и духовностью, они не только активно защищали свои права религиозной причастности, но и рука об руку с деятелями общественных движений боролись за освобождение своего народа от невежества, за образование и просвещение. Среди них были учительницы, поэтессы, врачи, журналистки… Одним словом, их роль в обществе во всякое время была высока.
Надо отдать должное российским активисткам из Казани, которые в числе десяти мусульманок добились у властей разрешения фотографироваться на документы в платке в 2003 году. Они явили собой настоящий пример прогрессивности, полезной исламской умме.
Но далеко не всегда прогрессивный или даже эмансипированный напор мусульманок приводит к хорошим результатам. Достаточно окинуть взглядом современных девушек в Исламе, которые учатся в аспирантуре, активно пользуются компьютерными технологиями, работают в престижных конторах, водят автомобиль, чтобы увидеть основные отличия между прогрессивными мусульманками и традиционными.
Отличия в одежде, например. Да, современные девушки хоть и покрывают тело плотной тканью, как и положено, кроме кистей рук и лица, но все же их манера одеваться чаще продиктована тенденциями с Запада. На смену черным и просторным абайям пришли джинсы с туниками и ярко-красочные косынки с воротниками под горло. Порой модели и цвета так и кричат-пестрят о злободневности и практичности современного хиджаба, не уступая светской молодежной одежде ни в чем.
«О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «Сонмы», аят 59)
Многие, особенно проживающие за рубежом, мусульманки подвержены западной истерии под названием феминизм. Таким образом, питающие иллюзии о неравноправии, они ведут активную борьбу за права женщины в Исламе. Они устраивают пикеты и акции, некоторые требуют разрешения проводить пятничную хутбу самостоятельно. Многие мусульманки – феминистки стремятся активно заниматься политикой, чтобы доказать всему миру, что мусульманка не забитая женщина Востока. Такие действия приносят большой резонанс в умму, вызывают большое недовольство многих исламских ученых.
Со стороны все это выглядит как попытка быть не просто прогрессивной и современной, а идти в ногу во всем с женщинами немусульманками. То есть мы такие же, как и европейцы, а хиджаб – это наша индивидуальность, на которую каждый имеет конституционное право. Таким ли должен быть скрытый даʼват (призыв)? Таким ли должен быть пример мусульманки для неверующих?
Надо сказать, что пресса и политика некоторых государств, как правило, подбрасывает свои дрова в разжигание такого рода провокаций, заявляя, что Ислам – это оковы для женщины, якобы Шариат унижает ее достоинство, разрушает ее личность и порабощает перед мужчиной, который, в свою очередь, стремится господствовать и превосходить ее во всем.
Ислам ни в коей мере не ограничивает женское право на труд, творчество и созидание. Однако Ислам призывает женщину заниматься делом достойным ее статуса в религии.
«Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (сура «Женщины», аят 34)
Если принять во внимание особенную природу женщины, то именно Шариатом определены условия, обеспечивающие мусульманке защиту ее чести и целомудрия.
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (сура «Женщины», аят 34)
Желание реализовать себя за пределами дома и семьи и проявить активное участие в жизни общества обусловлено скорее всего тем, что молодая мусульманка не нашла еще своего места в жизни. Стоит только ей выйти замуж, создать семью и завести детей, как все свои силы и эмоции женщина, с правильно развитым материнским инстинктом, сосредоточит на родных и близких.
Отнюдь не дискриминированное, как считают многие, место мусульманки в пределах ее семьи, в пределах ее домашнего очага. На плечи мусульманки ложится ответственность за потомство, за сохранение спокойствия и умиротворенности ее семьи. Главная функциональная задача женщины – рождение детей, вскармливание и воспитание их, прививание им духовных исламских ценностей. А если женщина ставит перед собой цель - карьеру или заработок, то она своими руками решает себя своей ипостаси. А задача мужчины – обеспечить женщину моральной и психологической стабильностью, материальным достатком и защитой от внешней агрессивной действительности наших дней.
Беда, если женщина одинока и без поддержки мужа или родственников, но в таком случае она может подобрать работу, отвечающую основным требованиям и допустимым нормам ее религии.
Ислам не против того, чтобы мусульманка - носительница морально-нравственных норм и высоких духовно-культурных ценностей - участвовала в деловой, социальной и духовной жизни общества, в котором она живет. Тем не менее, мусульманка должна помнить о своем истинном предназначении, об истинной функции матери, жены, сестры и хозяйки. Подмена таких ориентиров на пресловутые феминистические взгляды неизбежно ведут к разрушению основных канонов Ислама, к разрушению принципиально важному институту брака.
Реализация женского начала, развития лучших женских качеств внутри себя и есть ее преданное служение Аллаху, это и есть ее искреннее поклонение Всевышнему, за которое предписаны ей лучшие награды.