feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Исламский феминизм - Феминистки в парандже


Феминистки в парандже

феминистки в парандже

Часто считается, что современному феминизму нет места, и, таким образом, он не может преуспеть в обществах, переживающих религиозное возрождение, особенно в исламском мире. Но реальный прогресс в области прав женщин, достигнутый в последние годы в Марокко, говорит об обратном: уникальное сочетание активизма светских и религиозных женщин, расчеты политических партий и значительная роль короля привели к реальному прогрессу.

Первые марокканские феминистки начали свою работу вскоре после обретения страной независимости в 1956 году. Будучи, в основном, представительницами либерального направления, они, тем не менее, признавали важность ислама в марокканском обществе. В результате они постарались сформулировать свои требования с учетом исламского самосознания.

Это — первое поколение марокканских феминисток, которое руководствовалось ключевым пониманием того, что взаимоотношения мужчин и женщин диктуются не религией, а социальными обычаями, тогда как религия часто используется для их укрепления. Так, например, женщины и их непорочность всегда связывались с честью мужчин и их семей — связь, сохраняющаяся за счет ее обоснования требованиями ислама. Для этих активисток целью таких ассоциаций было сохранение контроля над женщинами, что являлось частью марокканского общества, а не ислама.

К 1990-м годам в Марокко ощущался эффект иранской революции и превращения Америки в единственную мировую супердержаву после окончания холодной войны. Подобно многим мусульманским странам, в эту новую эпоху в Марокко началось возрождение политического ислама. Это представляло угрозу для авторитета короля, осуществлявшего контроль над религиозным истеблишментом, а также для стараний феминисток смягчить семейное право Марокко, основанное на строгом понимании религиозных учений.

Но та же самая децентрализация власти, позволившая развернуться исламистским движениям, открыла новые возможности и для марокканских женщин. Лучше образованные и имеющие больше информации о том, что происходит в мире, через средства массовой информации и поездки за границу женщины начали принимать участие в политических дебатах. Они поднимали вопросы неравенства мужчин и женщин перед законом, выносили на обсуждение новые идеи, касающиеся роли женщин в марокканском обществе, и ставили под сомнение обычаи, долгое время считавшиеся исламскими.

Их стратегия также изменилась, сосредоточившись на растущей важности религиозных ценностей в формировании общества и международных отношений. В результате паранджа стала механизмом публичного заявления о своем присутствии и обретения доверия в религиозных дебатах. За последние десять лет количество марокканских женщин, принимающих активное участие в исламистских ассоциациях или политических партиях, значительно увеличилось.

Растущее значение паранджи также подчеркнуло важные различия между мужчинами и женщинами в Марокко. Для многих мужчин, исламисты они или нет, паранджа остается признаком принадлежности к исламу и традиционного благочестия. Для многих женщин, однако, паранджа является символом освобождения — свидетельством того, что они взаимодействуют с марокканской общественностью путем, отражающим их собственное понимание религиозной практики.

Либеральные марокканские феминистки понимают это использование паранджи многими марокканскими женщинами и поощряют диалог с активистками в парандже из исламистского лагеря. Признаки сотрудничества налицо: большее использование арабского, нежели французского языка, дискуссии, включающие реальное знание священных текстов ислама, и признание того, что ислам отличается от традиционных обычаев.

В то же самое время либеральные феминистки начали вкладывать больше усилий в гражданские объединения, а не политические партии. Это расширило их сферу деятельности на марокканское общество в целом и затронуло вопросы о том, как дать людям возможность улучшить собственную жизнь. В результате влияние либеральных феминисток возросло как среди тех, кто принимает решения в государстве, так и среди религиозных женщин.

Все это приходится на время большей политической открытости и демократизации: первое в истории социалистическое правительство в 1998 году, более молодой король, которого демократы обоих полов называют первым феминистом Марокко, вступивший на трон в 1999 году, и система квот, приведшая 35 женщин в парламент в 2002 году. Этот парламент принял новое семейное право в 2004 году, утвердившее полное равенство между мужчинами и женщинами в качестве «главы семьи», предоставившее государственным судам все полномочия в вопросах развода, создания специальных семейных судов и возможности опекунства матери в случае развода.

Таким образом, в Марокко трудно говорить по отдельности о «светском» и «исламском» феминизме. Женщины все чаще утверждают, что их сознательно лишили полноценной роли в обществе не потому, что это предписывает ислам, а потому, что ислам интерпретировался в глубоко патриархальном социальном контексте. Феминистические интерпретации религиозных текстов, поощряемые растущим количеством женщин, занимающих высокое положение в религиозной среде, продолжают бросать вызов традиционалистам всех мастей.

Женское движение в Марокко, которое сегодня объединяет светское и религиозное общества, является примером могущества социальной мысли в традиционном обществе. И пересмотр традиционных интерпретаций священных текстов — это еще не все. Социальное брожение привело к пересмотру в Марокко не только семейного права, но и других фундаментальных законов, регулирующих вопросы гражданства, владения средствами массовой информации и политическими организациями.

Женская пропаганда также сформировала новый подход к борьбе с бедностью в Марокко в виде Национальной инициативы человеческого развития, объединяющей усилия по улучшению образования, а также санитарных и жилищных условий. Не будет преувеличением сказать, что марокканское женское движение стало двигателем реформ, объединяя исламизацию, модернизацию, демократизацию и феминизм.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

* по-калифорнийски

Кетлин Паркер Я хочу быть понята правильно, но недавно Верховный Суд Калифорнии постановил, что женщина, которая изменяет ее мнение в течение * ...

News image

Феминистский закон

Иева Соди. Большая благодарность за то, что мы уделяем большое внимание нарушениям прав в аэропортах. И все же за прошедшие тридцать лет вторая по величи...

News image

Теория права по феминизму Бэббит Френсис

Замена разумной персоны неразумной феминисткой. Существует много людей доброй воли, которые полагают, что феминизм - позитивное движение, борющееся за ра...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Надо только не бояться

...Дело Суниты Мурму стало одним из самых громких в Индии в ушедшем году

News image

Пятая беларуская ЛГБТ-конференция

Правозащитный проект “ГейБеларусь” под патронажем Комитета Международного дня противодействия гомофобии IDAHO начал подготовку международной конференции «ЛГБТ...

News image

Патриарх Кирилл подтвердил намерения РПЦ научить людей прили

На торжестве по случаю второй годовщины своей интронизации в храме Христа патриарх Московский и всея Руси Кирилл подтвердил намерение Русской православной цер...

Известные феминистки:

Бовуар, Симона де

News image

Симо на де Бовуа р (фр. Simone de Beauvoir; 9 января 1908, Париж — 14 апреля 1986) — французская писательница, философ, идеолог...

Дэвис, Анджела

News image

Анджела Ивонна Дэвис (англ. Angela Yvonne Davis, 26 января 1944, Бирмингем, Алабама, США) — американская правозащитница, деятель...

Права женщин в регионах:

РЯЗАНСКАЯ И САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Составителями доклада зафиксированы сообщения о домашнем насилии и дискриминации женщин на бытовом уровне. Например, журналис...

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

В последнее время проблеме прав женщин в области стало уделяться больше внимания. Так, в Нижнем Тагиле по инициативе регионально...

Реклама*

Женское движение:

Израиль-2007: сегрегация по половому признаку

News image

Ортодоксы в Израиле все еще жестко выступают против женщин, не поддерживающих нормы половой сегрегации и скромности. ...

Белорусские гей-активисты рассказали праворадикалам о *

News image

Участие в этом мероприятии убедило меня в том, что фобии правых радикалов вызваны в первую очередь тем, что они ничего...

Два радио репортера убиты в Оахака

News image

Sofia Jarrin пишет: 7 апреля двое радио-репортеров из общественного радио попали в засаду в Putla de Guerrero (Oaxaca)...

Трансвестизм больше не является заболеванием в Швеции

News image

Трансвестизм наряду с другими шестью типами * поведения будет вычеркнут из официального списка медицинских ...

Публикации:

News image

От декларации равных прав - к реализации равных возможностей

News image

Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект

News image

Анонс сборника Гендерная реконструкция политических систем

News image

Доклад ООН Женщины мира 2005: Прогресс в области статистики

Авторизация