feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Публикации о женском движении - Всемирная история не по банку Империал - экскурс в гендерные проблемы 2-х тысячелетий


Всемирная история не по банку Империал - экскурс в гендерные проблемы 2-х тысячелетий

всемирная история не по банку  империал  - экскурс в гендерные проблемы 2-х тысячелетий

Так как я считаю, что большое видится на расстоянии, то мне кажется очень интересным посмотреть именно сейчас, на рубеже тысячелетий, на то, как права женщин выглядят в масштабе всемирной истории, тем более, что так уже получилось что эта часть истории прав женщин советским школьникам преподавалась более полно чем в разделах новейшей истории. Считается, что академическая дискуссия о том, когда матрилинеарное общество сменилось патрилинеарным, начатая 150 лет назад известным трудом Баховена Матриархат , окончена. Археологи, этнографы, антропологии, историки культуры, исследователи мифов и психоаналитики подтверждают, что символы матриархата были свойственны многим древнейшим цивилизациям и это выражалось - в матрилинеарности, т.е. счет происхождения и наследования велся по материнской линии; матрилокальности, т.е. обычай согласно которому супруги проживали в общине жены; что известны случаи полиандрии (многомужество); а также что женщины сами выбирали себе мужей; наследование велось по матрилинеарной форме; первые человеческие существа, которым поклонялись на этой земле люди, были богинями; и обществу были свойственны более эгалитарные отношения, явного господства женщин никогда не существовало ; проявилось это в неолитической революции (каменный век), а частично эти отношения сохранялось почти во всех цивилизациях в той или иной мере (Египет, Шумеры, древние греки) вплоть до наших дней. Этнографы XIX века еще встречались с теми либо иными чертами ярко выраженного матриархата у ирокезов Северной Америки, племен Меланезии в Африке, в Тибете и в Индии, алеутов и эскимосов. Дискуссионным остается вопрос о существовании народа и царства женщин-воительниц амазонок (одногрудых женщин воинов)31, в то время как исторический факт существования племен женщин-воительниц считается доказанным - их погребения найдены в Малой Азии, на Кавказе, в Туркменистане, Узбекистане и Киргизстане, племена в Африке, в южной части Синайского полуострова. Со времен Гомера поэты неоднократно писали о храбрых женщинах, гончары изображали их на рисунках ваз и саркофагах, а ваятели сохранили их фигуры с копьем, никакого мужеподобия Вы не найдете в этих образах, хранящихся в музеях Стамбула, Хайфы и Ватикана.

Считается, что с переходом к более высоким и продуктивным формам обработки земли плугом (ране считается, что мотыжное земледелие осуществлялось преимущественно женщинами) и животноводству власть вождя возникала как власть над большими угодьями и стадами, как власть воина, как власть для контроля частной собственности. И здесь отцовское право сменило матриархат, материнское право32 . И хотя в СЭС, пишется, что патриархат33, что период первобытнообщинного строя закончился с возникновением классов и государства, следует сказать, что советские историки поторопились делать и этот вывод, как впрочем и о загнивании капитализма . Разумеется, все цивилизации последних 6 тысячелетий отличались друг от друга тем, какие права они предоставляли женщинам из разных социальных групп, и все цивилизации можно проклассифицировать по этому признаку, провести обоснование как те либо иные факторы государственно-правового устройства определяли правовой статус женщин. Как едко писала Симона де Бовуар Законы определяли ее [женщину] как существо низкое, которое подобает держать в рабстве. Законодательство Солона не предоставляет ей никаких прав. Римский кодекс отдает ее под опеку и заявляет о ее глупости. Каноническое право рассматривает ее как врата Дьявола. Коран говорит о ней с величайшим презрением 34. Однако, конечно, не следует злоупотреблять выше приводимой концепцией тотального отчуждения прав , так как это писалось философом - экзистенциалистской и задача ее книги была не в приведение новых данных по сравнительному правоведению. Конечно универсализм не может быть распространен на все времена и народы. Считается, что критская цивилизация эпохи бронзы (первые века II тысячелетия до нашей эры)35 , Спарта и поздняя римская империя женщин-гражданок (не всех женщин!), Древняя Япония и найары в Древней Индии предоставляли наибольшее равенство с мужчинами .

Всемирная история же ценза женского пола последних II тысяч лет - это долгая история перехода всех лиц женского пола из состояния полного бесправия (так же как мужчин-рабов и всех малолетних, умалишенных, и других категорий недееспособных), из их полного подчинения главе семейства, патриарха. Для заинтересованных привожу кратко справку о системе агнации из курса Римского права36: в древнем римском праве были известны разные формы брака, в том числе и купля-продажа дочери в супруги будущему мужу; но уже начиная с законов XII таблиц в римском праве, из-за того, что римлянка принадлежала одновременно и роду супруга и роду отца стали возникать конфликты между ними по поводу управления имуществом, закрепленным за ней, так как брак разорял агнатов-опекунов. И тогда для защиты родственников со стороны отца появляется свободный брак . Эта система агнации постепенно трансформировалась в обретение женщинами (впрочем как и мужчинами) частичных прав и выходом их из под опеки главы семейства37, что и положило начало эмансипации женщин, т.е. приобретением прав. Таким образом, большая часть истории прав женщин, эмансипации женщин - это правовой процесс, основанный на юридических интересах между семьей отца, семьей мужа и государством, это правовой процесс, за которым стоит изменение отношений власти между двумя семьями (отца и супруга) и государством. Так уж получилось, что мужчины цивилизации к которой мы принадлежим оказались субъектами права, а женщины были объектами права и частью движимого имущества либо отца либо супруга. Логически этот тезис был развит Симоной де Бовуар (которая выстроила его на критике подхода Ф.Энгельса и соответственно Баховена) и завершен анализом того, как формировалась собственность и как она передавалась следующему поколению. И если вы посмотрите на социально-правовую историю регламентации прав женщин, вам станут понятны социальные основы формирования правового статуса женщин: все было оформлено таким образом, чтобы женщина должна была родить наследника, отсюда высокий статус материнства по сравнению с любыми иными статусами женщины; причем происхождение наследника (сына супруги), которому должна быть передана собственность, должно было быть несомненным, и отсюда берут начала все жесткие условия к девственности невесты, изуверское карание измены жен и снисхождение к мужским адюльтерам; сверхстрогая регламентация уголовным кодексом *, т.к. оно понималось как покушение на собственность мужа, а вот избиение собственным супругом и насилие над его собственной женой - дело было вполне приемлемое. Все становится на свои места и получается очень логичным если мы соглашаемся, что все институты права работали на то, чтобы собственность передалась и аккумулировалась по мужской линии.

Но при обсуждении исторической реконструкции правового положения российских женщин следует обязательно исходить из одного очень важного исторического обстоятельства, на котором настаивают отечественные специалисты по истории женщин38 и которое упускается до сих пор западными исследователями России, а именно из совершенного уникального случая по семейному законодательству - в российской истории супруги имели раздельное владение имуществом в браке. Режим раздельной собственности супругов незнаком западной Европе, западные слависты-историки и то удивляются этому факту, а западные феминистки просто отказываются в это поверить. Именно этот историко-правовой факт позволяет объяснить, как происходило накопление имущества по женской линии. Этот юридический режим раздельного владения собственностью между супругами был основанием появления и существования слоя обеспеченных женщин, которые могли стать настолько обеспеченными и экономически независимыми, что позволяли себе вмешиваться в дела монаршие и политические (вспомните хоть княгиню Ольгу, владевшую собственным городом или хоть Марфу Борецкую и Боярыню Морозову). Опеки мужа над женой, как это имело место хотя бы во Франции до 1917 года, в России не существовало. И в этом сильное отличие российского законодательства и правового статуса женщин по сравнению с Римским правом и западноевропейским правом. В Архангельске, например, еще в 1903 году на Маргаритской ярмарке половина предпринимателей были женщины-предпринимательницы39.

И эти академически признанные факты должны быть осознаны интеллигенцией. Так как несколько тысячелетий социально-культурного устройства остаются с нами и не могут быть забыты даже при изменении гендерного правового строя, которое стало происходить в контексте модернизации и развитии буржуазных правовых систем. Таким образом, то, что я бы назвала гендерными историко-правовыми проблемами с точки зрения эмансипации женщин включали в себя следующие вопросы: правовая зависимость дочери от отца, невозможность для женщин самостоятельного выбора мужа; брак как форма обычной сделки, в ходе которой дочь переходила в собственность мужа и невозможность развода; дискриминация дочерей при наследовании отцовского имущества; невозможность для жен вступать в сделки, владеть самостоятельно собственностью; невозможность образования для женщин; ограничения по выбору профессий для женщин и невозможность работать в госслужбе, на престижных местах; запрет для женщин работать в творчестве, создавать литературные тексты, заниматься изобразительным творчеством. Феномен женского вдовства и отказ женщин от последующего брака - было формой получения статуса правоспособности.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Сестры в разногласии

Дайана Шоб. Точно так же как движение за свободу, равенство и братство имело своих якобинцев, так же обстоят дела и с феминизмом с его женским освобожден...

News image

Домашнее насилие женщин и *янок

Резюме ниже взято из моей монографии Безмолвные Крики: Женское Насилие В Близких Отношениях. Вера, что мужчины являются более агрессивными, чем женщи...

News image

Ложные обвинения в * причиняют вред настоящим же

Винди МакЕлрой Освещение в СМИ очередного обвинения в * преступлении, выдвинутого против звезды баскетбола Коуба Брайанта, включает элемент, кот...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Анна Гуцол: я хотела бы, чтобы стало немодным носить каблук

Анна, знаете, мне всегда приятно спрашивать о детстве тех людей, с которыми я общаюсь: когда вы были ребенком, кем мечтали стать? И насколько ваши представлен...

News image

Белорусские СМИ о премии * года-2010

Белорусские блоггеры призывают помочь главе ЦИК занять первое место. Информация о голосовании: за Ермошину отдано 2600 голосов по состоянию на 00.00 (8.01

News image

Разумнова Ирина Илларионовна

Каково ваше мнение о различных аспектах лидерства женщин в политике, общественной жизни или бизнесе в современной России? Положительно отношусь к лидерству...

Известные феминистки:

Хорни, Карен

News image

Ка рен Хо рни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хо рнай]; 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский п...

Цеткин, Клара

News image

Кла ра Це ткин (нем. Clara Zetkin, урождённая Э йсснер, нем. Eissner; 5 июля 1857, Видерау, Германия — 20 июня 1933, Архангельск...

Права женщин в регионах:

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Можно говорить о том, что государство не уделяя внимания положению женщин в Амурской области ведет работу по усилению демографич...

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Неотъемлемое условие безопасности человека - это безопасность в семье. Однако многие члены семьи оказываются узниками, а зачасту...

Реклама*

Женское движение:

Женщины возглавили третий этап протестов в Непале

News image

Более 30 тибетских женщин, включая монахинь, сегодня возобновили временно приостановленные тибетские протесты в Катма...

Мужские мускулы женщин не волнуют

News image

В отличие от парней и девушек Запада, ищущих любви, люди африканского племени Хадза выбирают себе пары без учета разме...

Ливанская писательница: Женщины должны быть бдительными, чтобы не попасть в ловушку иллюзии свободы

News image

Ливанская писательница и журналист Джумана Хаддад мало кого в своей стране оставляет равнодушным. Она уже привыкла к т...

* как способ “лечения” *янок

News image

*янки, живущие в Южной Африке, подвергаются исправительному изнасилованию со стороны мужчин , пытающихся таким об...

Публикации:

News image

Очерк истории женского движения в Мурманской области

News image

Гендерная экспертиза российского законодательства: теория и практика

News image

Новое издание: Женщина и выборы (Тбилиси, 2004 г.)

News image

Справочник о деятельности женских общественных организаций (Барнаул)

Авторизация