Как вы ответите на вопрос, почему это в последние 200 или 300 лет, а не раньше и не позже, возникает женское движение и активно, порой яростно, а порой отчаянно и исступленно женщины высших сословий начинают требовать прав и в этих целях готовы объединяться с женщинами низших классов? Да, ответ очень простой, и я думаю, и мужские движения возникают также, наведите гендерную резкость и вы увидите, что XVIII-XIX-XX века политика, известные вам политические движения, политические партии, правительства - это парни, т.е. мужской клуб , т.е. политика становления демократий проводилась как политика мужчин, значит у политики был пол? Когда доступ к каким-либо ресурсам отрезается, и делается это по признаку пола, то и требование справедливости доступа организуется по тому же самому признаку. Я думаю, что женское движение - это феномен высокой степени организованной активности женщин (и небольшой части мужчин, их поддерживающих), постоянно дающий о себе знать на протяжении вот уже 300 лет и активизировавшийся именно в моменты революций и социальных трансформаций, при которых происходило расширение тех либо иных гражданских прав для лиц только[!] мужского пола (право голоса и право владения Французской революция)40. При этом очень часто правами наделялись мужчины из более маргинальных социальных групп (Конгресс за отмену рабства),41 тогда как правовой и социальный статус женщин высших классов оказывался формально ниже. Подробности из Французской политической жизни женщин лучше всех описаны доктором политических наук Светланой Григорьевной Айвазовой в недавно вышедшей, но уже раритетной книге Русские женщины в лабиринтах равноправия :
Так было в США (1787 г.), так было во Франции (1789-1793 гг.)., так было в Великобритании, с той или иной разницей в несколько десятилетий во всех странах западной Европы, так было и в России. История борьбы за конституционализма в России, начиная с декабристов, шла тем же путем, что и в других странах. Так в том проекте конституции Русская правда , которую подготовил Павел Иванович Пестель, несмотря на весь радикализм и демократизм, провозглашение республики и отстаивание всеобщего, равного для всех избирательного, женщины были также исключены42.
Таким образом следует просто принять к сведению исторический диагноз, который поставлен одной из ведущих теоретиков политической мысли Кэрол Пейтман, возглавлявшей и Международную Ассоциацию политических наук, что эти буржуазные революции с их требованием гражданских прав, появлением гражданства, правом избирать и быть избранными были революциями эмансипации граждан мужского пола из под власти их отцов43. Мужские буржуазные новые правительства не предоставили женщинам права голоса, женщины, организовавшиеся в женские движения - настояли и убедили Правительства в необходимости изменить это, предоставить женщинам право. Поэтому конечно, женское движение, и его сохранение в наши дни - это свидетельство неоконченной модернизации и демократизации современных политико-государственных систем, которые заявили право всех граждан их стран на равные гражданские права, но так его и не реализовали. Это свидетельство слабости госполитики, когда госполитика использует даже дискриминационные механизмы для реализации каких-то иных задач государства. Это свидетельство сохраняющейся несправедливости и того, что так быть не должно. Это знак того, что женщины переустраивают общество на тех принципах, на которых мы считаем это нужным делать. Одним словом, женское движение - это наш ответ любого типа дискриминационной политике государства (дискриминация может идти хоть по признаку женского, хоть по признаку мужского пола, главное здесь знак пола!).