Кто такие профеминистские мужчины?
Профеминистские мужчин – это мужчины, которые активно поддерживают феминизм и прилагают усилия для достижения гендерной справедливости и равенства.
Некоторые профеминистские мужчины участвуют в политическом активизме. Наиболее часто – это вопросы мужского насилия, например, ими занимаются многие мужские группы в Австралии, США, Канаде, Европе и других странах. Профеминистские мужчины занимаются профилактикой насилия, работая с мальчиками и молодыми мужчинами в школах, проводя семинары по домогательствам на рабочих местах, организуя общественные образовательные кампании по вопросам насилия или консультируя мужчин, совершающих насилие. Профеминистские мужчины также часто занимаются вопросами мужского здоровья, активизмом по вопросам порнографии, академическими исследованиями по маскулинности, разработкой школьной программы по вопросам гендерного равенства и многим другим. Эта работа часто проводится при сотрудничестве с феминистками и женскими службами (например, кризисными центрами по домашнему и *у насилию).
Другие профеминистские мужчины не принимают активного участия в общественных кампаниях. Тем не менее, они выражают профеминистские взгляды, стараясь придерживаться равенства и уважения в повседневной жизни – дома, на работе и на улице.
Во что верят профеминистские мужчины?
Профеминистские мужчины симпатизируют феминистскому пониманию общества. Мы верим, что женщины – это группа, которая страдает от неравенства и несправедливости в обществе, в то время как мужчины – это группа, которая получает различные формы власти и институциональных привилегий. На настоящий момент доминирующая модель мужественности, или маскулинности, приводит к угнетению женщин, и в то же время ограничивает самих мужчин. Мы также признаем цену маскулинности: следование узкому определению мужественности приводит к проблемам со здоровьем, ранней смерти и эмоционально неполноценным отношениям. Мы верим, что мужчины должны взять на себя ответственность за собственное сексистское поведение и отношение, и работать над тем, чтобы изменить мужчин в целом. Жизненно необходимы как личные, так и социальные изменения.
Для некоторых мужчин поддержка феминизма связана с простым убеждением, что мужчины и женщины должны быть равны. У женщин должен быть такой же доступ к профессиональной деятельности и всем сферам общественной жизни, как и у мужчин. Для других быть профеминистом означает решение изменить все аспекты своей собственной жизни. В то же время для многих мужчин профеминизм не означает радикального сомнения в традиционных взглядах западного общества. Некоторые профеминистские мужчины хорошо разбираются во всех современных феминистских теориях, другие же сформировали свои взгляды, узнавая об опыте близких им женщин.
Точно также как существует большое разнообразие взглядов и разногласия внутри феминизма, существуют разные взгляды и среди профеминистских мужчин. Один из вопросов, по которым возникают разногласия, это вопрос о том, до какой степени гендерные отношения в обществе вредят самим мужчинам. Некоторые мужчины подчеркивают те привилегии, которые мужчины получают по умолчанию в патриархальном обществе, другие же подчеркивают, что и мужчины, и женщины ограничены гендерными ролями.
Другие профеминистские мужчины не согласны с последними взглядами, считая, что эти идеи противоречат или недостаточно соответствуют феминизму. Некоторые различают «радикальных профеминистов» и «либеральных профеминистов», и стараются подчеркнуть их сходство и общие цели.
Профеминистские мужчины очень часто придают такое же значение борьбе с другими формами несправедливости и социальных ограничений, например, связанными с классом, расой, *ю, возрастом и инвалидностью. Плоды мужских привилегий распределяются далеко не равномерно, фраза «быть мужчиной» имеет разное значение в зависимости от группы или ситуации, некоторые формы мужественности являются доминирующими, в то время как другие – маргинальными или подчиненными.
Политически активные профеминистские мужчины обычно концентрируются на нескольких специфических проблемах, таких как мужское насилие. Тем не менее, профеминистская перспектива может прилагаться к любому вопросу или области мужской жизни. Например, вопросы семейного законодательства и опеки над детьми после развода обычно являются центральными для нефеминистских и антифеминистских мужских групп (групп по борьбе за «права мужчин» и «права отцов»), но нет никаких причин, чтобы профеминистские мужчины не рассматривали эти вопросы.
Как мужчины становятся профеминистами?
Мужской профеминизм не отличается от других систем взглядов или политических движений. К нему приводит имеющий большое значение личный опыт, определенные отношения, участие в других социальных движениях, этические принципы.
Многие мужчины приходят к профеминизму, когда хотят дистанцироваться от традиционной маскулинности – ожиданий в отношении того, как мальчики и затем мужчины должны вести себя. Они осознают, что доминирующие модели того, как надо быть мужчиной, могут угрожать эмоциональному, духовному и физическому здоровью, вредить отношениям с другими людьми, семьями и сообществами, приводить к насилию, эгоизму и изоляции. Очень часто, когда мужчины осознают пустоту и порочность традиционной маскулинности, они начинают интересоваться «мужскими вопросами», и в результате, присоединяются к той или иной мужской группе.
Многие мужчины приходят к профеминизму из-за другого опыта – из-за женщин, которые им близки и которым они преданны: матери, сестры, любовницы, близкой подруги. Они осознают, что женщины, в том числе те, которые очень важны для них, сталкиваются с несправедливостью, и это побуждает их действовать.
Некоторые мужчины приходят к поддержке феминизма, участвуя в других движениях по политическому активизму – движению за мир, экологических движениях, гей-движении и других. Участвуя в этих движениях, они смогли ближе узнать различные феминистские идеи. Некоторые пришли к профеминизму, потому что сами пережили * насилие со стороны других мужчин, а иногда и женщин. (Я признателен Джону Столтенбергу и его работе «Отказываясь быть мужчиной», где он красноречиво описывает подобные опыты).
Чего хотят профеминистские мужчины?
Чего мы хотим? Мы хотим, чтобы общество было справедливым, равноправным, демократическим и прекрасным! Когда мы этого хотим? Сейчас!
Профеминистские мужчины хотят того же, что и феминистки: мира, в котором отношения между мужчинами и женщинами мирные, равные, доверительные, в котором мужчинам и женщинам не приходится следовать жестким, нездоровым и духовно разлагающим моделям жизни, в котором нет жесткого деления на мужественное и женственное, а вместо этого возможны разные виды гендера и образа жизни.
«Про» какой вы феминизм?
Это хороший вопрос. Феминизм – это не одна теория или движение с одним направлением. В старые времена люди выделяли либеральный, социалистический и радикальный феминизмы. В наши дни можно добавить к ним черный и постколониальный феминизмы, *йский и квир феминизмы, постструктуралисткий и постмодернисткий феминизмы и многие другие. Профеминистские мужчины также различаются во взглядах, их привлекают разные направления феминизма. И это разнообразие также заметно в работах разных профеминистских авторов.
Почему вы называете себя «профеминистами», почему не просто «феминистами»?
Феминизм – это движение и системы идей, разработанные женщинами, для женщин и о женщинах. Мужчины никогда до конца не поймут, что значит быть женщиной. Если мы будем называть себя «феминистами», мы рискуем колонизировать феминизм, или будет казаться, что мы утверждаем, что лучше знаем, о чем речь.
Некоторые феминистки считают, что мужчины могут называть себя феминистами при условии, что они придерживаются стандартов феминизма – поддерживают равенство женщин и мужчин. Тем не менее, большинство профеминистских мужчин предпочитают называть себя «профеминистами», а не «феминистами». Мы верим, что многие мужчины могут и должны поддерживать феминизм, и для того, чтобы это делать, нам не нужно называть себя «феминистами».
Являются ли профеминистские мужчины частью мужского движения?
Некоторые считают, что да, некоторые считают, что нет. Для некоторых людей, профеминистские мужчины – это часть мужского движения, которое также включает мужских либерационистов, духовных и мифопоэтических мужчин, движение за права мужчин и права отцов. Это сложно назвать «движением» из-за кардинальных внутренних противоречий, например, профеминистские мужчины критикуют антифеминистов и антиженские взгляды групп, выступающих за права мужчин и права отцов. Другие говорят, что профеминизм хотя и отдельное явление, частично пересекается с мужскими движениями.
Тем не менее, некоторые профеминистские мужчины дистанцируют себя от мужского движения и не считают себя его частью. Некоторые считают, что мужское движение – это реакция на развитие феминизма, и в основном оно направлено на защиту мужских привилегий и доминирующей позиции мужчин. Хотя все профеминистские мужчины согласны, что мужчины должны бороться с гендерной несправедливостью, некоторые говорят, что «мужское движение» добивается обратного. Они выступают за то, чтобы формировать коалиции с прогрессивными группами и движениями (такими как феминизм, левые движения, движение за права геев и *янок и анти-расистское движение).
Разве профеминизм не означает, что вы против мужчин?
Нет. Мы против *а, мы против патриархата, но мы не против мужчин. Профеминистские мужчины надеются на лучшее будущее и для мужчин, и для женщин. Мы верим, что мужчины, как и женщины, обладают способностью быть любящими, заботливыми и не угнетать других людей. Мы отвергаем идею о том, что мужчины чем-то плохи от природы. Мы верим, что мужчины могут измениться, и мы поддерживаем все усилия мужчин, направленные на позитивные изменения. Мы признаем, что для этих изменений нужно создавать альянсы между мужчинами.
Мы предполагаем, что отдельные мужчины не несут ответственности за социальные структуры и ценности, такие как конструкция маскулинности или история угнетения женщин. В то же время, отдельные мужчины ответственны за собственное угнетающее поведение (например, насилие), и они могут и должны измениться.
Работая над созданием гендерной справедливости и гендерного равенства, феминизм улучшает как жизни женщин, так и жизни мужчин. Чтобы осветить обе стороны влияния феминизма, некоторые профеминистские мужчины описывают себя как «позитивных к мужчинам», и говорят, что они хотят «обогатить жизни мужчин».
Конечно, позитивность к мужчинам, не означает, что мы поддерживаем все, что делают мужчины. Мы должны определить свою этику и ценности, и оценивать мужчин и маскулинности в соответствии с ними. Например, маскулинность, основанная на насилии, - неприемлема, потому что насилие этически неприемлемо. Можно быть позитивным к мужчинам, и в то же время критиковать угнетающие и деструктивные аспекты мужских групп и мужских движений.
Единственный вариант, когда профеминизм может быть «против мужчин», заключается в том, что некоторые из нас верят, что нужно уничтожить всю систему, которая делит людей на два «противоположных пола». Другими словами, система иерархии и привилегий возможна только при условии двухгендерной системы как таковой. Другие профеминистские мужчины с этим не согласны, они считают, что нужно изменить содержание модели маскулинности, а не избавиться от самих понятий мужественности и женственности.
Правда ли, что большинство профеминистских мужчин – геи?
Профеминистские мужчины могут быть любой * ориентации. Трудно сказать, какова пропорция геев и би*алов среди профеминистов, и больше ли она, чем среди населения в целом (что по некоторым данным составляет десять процентов), так как никто не проводил таких исследований. Мужчины часто начинают поддерживать феминизм, узнавая об опыте женщин, с которыми у них существуют *альные отношения. Это можно назвать типичным гетеро* путем к профеминизму. Но и гомо мужчин может привлечь профеминизм, потому что они хотят дистанцироваться от традиционной маскулинности, или потому что они осознают связи между гомофобией и *ом.
Мужчин, которые подвергают сомнению традиционную маскулинность или ведут себя вразрез со стереотипами, часто считают геями (что может быть и неправдой), у них есть риск гомофобных нападений. Хотя наше общество верит в странную связь между * ориентацией (с кем вы хотите заниматься сексом) и гендерным поведением (конформизмом в отношении гендерных ролей), ее в реальности не существует.
Многие профеминистские мужчины считают, что маскулинность в значительной степени определяется гомофобией, и что доминирующая модель маскулинности – гетеро*альная. Мужчины часто чувствуют, что их эмоциональная, социальная и жизнь ограничены из-за страха, что их заподозрят в *. Гомофобия заставляет мужчин ограничить близкие дружеские отношения с другими мужчинами, вести себя гипермаскулинно и агрессивно, скрывать свои эмоции.
Страх, что их сочтут геями, мешает мальчикам и мужчинам ставить под сомнение традиционную маскулинность. По этой причине многие профеминистские мужчины считают, что мужчины никогда не изменятся, если не оказывать гомофобии радикального сопротивления.
Продиктован ли профеминизм виной?
Нет. Профеминистские мужчины верят, что мы несем ответственность за то, чтобы изменить свое сексистское поведение и взгляды, а также постараться повлиять на других мужчин. Иногда мы чувствуем вину, когда понимаем, что в прошлом проявляли *, но просто сидеть и чувствовать себя виноватым бесполезно.
Вина может быть нормальной реакцией, когда человек подвергается критике за неадекватное или оскорбительное поведение. Вина – это эмоция, которая неизбежна, если у тебя есть совесть. Поэтому профеминистские мужчины не отрицают роль вины в принципе, но мы не верим, что люди должны застревать в своей вине. Гораздо важнее, чтобы, встречаясь с проблемами и критикой, мы действовали.
Как профеминисты относятся к областям, в которых страдают мужчины?
Пока что антифеминисты привлекли гораздо больше внимания, говоря об определенных аспектах жизни мужчин. Они совершенно точно определили области, в которых мужчины испытывают боль, замешательство или бессилие. Но они неверно определили их причину и предложили неверное решение. Антифеминисты также игнорируют некоторые специфические проблемы, которые испытывают мужчины (например, травлю и издевательства между мальчиками или мужчинами), либо они необоснованно обвиняют в этих проблемах женщин.
Профеминистские мужчины уделяют все больше внимания мужским проблемам: плачевному состоянию здоровья мужчин и образования мальчиков, насилию против мужчин, опыту мужчин в отношении развода и опеки над детьми и другим. Мы признаем реальность опыта мальчиков и мужчин в этих областях. В то же время мы критикуем антиженские и антифеминистские позиции, которые часто сопровождают описание этих проблем, мы также не согласны с мужчинами, выступающими за «права мужчин», в отношении причин, характера и распространенности этих проблем.
Некоторые стратегии движения за «права мужчин» вредят самим мужчинам. Некоторые защитники «прав мужчин», подвергают нападкам службы для женщин, говоря, что они должны также предоставлять услуги для мужчин. Нападки на службы для женщин не создадут аналогичные службы для мужчин, и по своей природе они оскорбительны и неэтичны. Такие стратегии выбирают неверную цель, отталкивая потенциальных союзников в решении этих проблем. Они сводят вопросы жизни мужчин к примитивной негативной реакции «Если это есть у вас, мы тоже это хотим», такая логика не способствует тому, чтобы реальные мужчины получили помощь.
Профеминистские мужчины поддерживают предоставление служб и ресурсов, например, для мальчиков и мужчин, которые пережили насилие. Но такие ресурсы не должны предоставляться за счет служб для женщин. Мы выступаем за то, чтобы мужчины работали вместе с женщинами, создавали альянсы, вместо того, чтобы пропагандировать «войну полов».
Итак…
Мужчины играют важную роль в трансформации гендерных отношений, которую начали феминизм и женское движение. Профеминистские мужчины приветствуют этот процесс и активно участвуют в нем. Делая гендерную справедливость личной и политической целью, живя так, чтобы менять ситуацию, мы меняемся сами и помогаем изменить мир.