Франсуа Мюссо
Процесс освобождения – дело не только секуляристского феминизма . Бойкая и улыбчивая Лайла Буске, французская писательница и филолог, участвовала во многих феминистских битвах. В том числе тех, которые разворачиваются в религиозной сфере. Бывшая активистка Движения за свободу абортов и контрацепции, созданного в 1973 году, она сотрудничала с христианскими, иудейскими и мусульманскими женскими группами. Мусульманкой она стала 20 лет назад. Сегодня в исламе существует массовое женское движение, которое стремится поставить под сомнение патриархат , – говорит она.
Муллы
Лайла Буске – одна из двух десятков активисток, выступивших в конце минувшей недели в Барселоне на первом в Европе конгрессе исламских феминисток . Лично я предпочитаю говорить о мусульманском феминизме, потому что прилагательное исламский имеет дурной оттенок , – добавляет она. Организованный Каталонской исламской ассоциацией под патронатом властей Каталонии и Мадрида, этот конгресс объединил самые разные феминистские мусульманские движения – от нигерийской Муфулият Фиджаби до неправительственной организации Баобаб , борющейся против телесных наказаний. Участвовали в конгрессе и Сестры ислама (организация, действующая в Малайзии. – Прим. ред.), и канадка пакистанского происхождения Рахиль Раза, адвокат, борющаяся против женоненавистничества мулл .
Речь идет о культурной революции в исламе, о которой говорят недостаточно, – считает один из организаторов конгресса Абеннур Прадо. – В 20-е годы были мощные всплески в Египте, а в 90-е годы начался подъем мусульманского феминизма почти везде – как реакция на ваххабизм и ультраортодоксальные догмы. Хотя достигнутый с тех пор прогресс достаточно скромен, сегодня эти движения набрали силу. Они устанавливают связи друг с другом, разрабатывают общую стратегию . Их кредо – джихад полов , объявление войны мачистской и сексистской интерпретации Корана.