feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Деятели феминизма - Пионерка украинского феминизма


Пионерка украинского феминизма

пионерка украинского феминизма

Выдающаяся общественная деятельница и писательница Наталья Ивановна Кобринская родилась 8 июня 1855 года в селе Белелуи Снятинского района в Ивано-Франковщине. Никто из священнической семьи Озаркевичей не мог подумать, что симпатичная девочка вырастет «подстрекателем покоя», а свои, слишком смелые как для того времени, идеи будет воплощать в жизнь не только как писательница, но и как общественный деятель. Еще в ранней молодости Наталья увидела противоречивость даже в христианских книгах: женщина почему-то должна была повиноваться мужу. Однако к духовному возмужанию, пониманию своей цели и принципов ей придется идти неторопливо и настойчиво, преодолевая пересуды. Беспокойством наполнилось сердце девушки после изучения представителей школы позитивистов. Наталья Кобринская убедилась, что общественный уклад не является чем-то нерушимым, однако изменить его — очень трудно. Наталья плохо себя чувствовала из-за собственной двойственности: одними мыслями она жила с людьми, другими с собой. «Терпеливым слушателем» был муж Теофил, с которым, к сожалению, пришлось прожить только шесть лет. После тяжелой потери — смерти мужа Наталья Кобринская из Снятина переезжает в Болехов, где живет с родителями. Дальнейшие годы жизни литератора и общественного деятеля связаны с этим живописным городком у подножия Карпат, частыми выездами за границу.

Благодаря отцу Наталья Кобринская получила хорошее образование, не учась в учебных заведениях. Впоследствии ее путем к свету знаний пойдет продолжательница идей феминизма Ольга Кобылянская. Кстати, именно Наталья Кобринская убедит ее писать произведения не на немецком, а на украинском языке. Но это будет впоследствии...

Благодаря отцу, Наталья побывала в Вене, Женеве, других городах Западной Европы, где познакомилась со многими литераторами, в том числе и украинскими. Наибольшее влияние на нее оказал друг Ивана Франко публицист и литературовед Остап Терлецкий. В 1883 году появился рассказ «Шумінська» (позднее название — «Дух часу»), а через год — повесть «Задля кусника хліба». Тогда Наталья Кобринская поняла, что цель ее жизни — реализация феминистических идей через литературные произведения. Этот «нюанс» достаточно важен, чтобы понять дальнейшую деятельность Натальи Кобринской. Иван Франко неоднократно говорил в замечаниях Наталье Кобринской, что ее публицистические произведения не могут так эффективно служить развитию женского духа, как произведения художественные.

Достаточно важным в жизни Наталья Кобринской стал 1884 год, когда в Станиславе по ее инициативе было создано «Общество русских женщин». «Ми поклали собі метою впливати на розвій жіночого через літературу, бо література була все вірним образом ясних и темних сторін суспільного ладу, його потреб і недостатків», — говорилось в программных документах новообразованного общества. Наталья Кобринская вместе с единомышленницей Ульяной Кравченко доказывали, что литературно-просветительское направление общества вполне эффективно при условиях малых материальных состояний его членов. «Общество русских женщин» должно было следить за новейшими литературными направлениями, как можно скорее передать их народу, чтобы вырабатывать ясное понимание положения женщин. Это должно дать намного больший эффект, чем филантропическая деятельность. О тогдашнем тяжелом положении женщин Наталья Кобринская пишет Анне Барвинок: «Перед нашим жіноцтвом замкнена дорога до вищої науки, і щоби набути ширших відомостей, лишається лиш один спосіб — читання книжок, та й той не доводить до пожаданих результатів. Бо у нас не лиш межи русинками, але і польками читання приносить нераз більше шкоди, як пожитку, — читають без вибору, читають що попаде... Тепер ще наше жіноцтво бриє в творах романтичної школи, і все, що новіше, реальніше, відкидається яко зле і неморальне».

Писательница более тридцати лет жила в городке Болехове, хотя часто выезжала, вела переписку с известными общественными деятелями, писателями Иваном Франко, Михаилом Павлыком, Иваном Нечуем- Левицким. В 1887 году с помощью Елены Пчилки она издала женский альманах «Перший вінок». Выход этого сборника произведений был раскритикован различными политическими и культурными объединениями, в том числе радикалами. Одна из причин — сочетание идей феминизма и социализма. Тешила издателей поддержка Ивана Франко. В «Першому вінку» напечатала свои произведения и Леся Украинка. Наталья Кобринская прониклась идеей объединения женщин не только Галичины, но и всей Украины. Это было время, когда галицкая интеллигенция освобождалась из-под влияния польской культуры, осознавала свою идентичность, душой и взглядом обращалась к своим братьям из Надднепрянской Украины. Чаще всего просветительскую деятельность проводили священники и их дети, поэтому по инициативе министра Голуховского прием в духовные семинарии украинцам ограничили. Историческая ценность этого альманаха была в том, «що жіноцтво наше на цілім просторі широкої Русі-України почувалося до свого існування народного, що інтелігентна жінка наша почулась рівночасно русинкою і чоловіком, заявила про свої національні і громадські права». А это не было чем-то особенным с точки зрения высокообразованного человека. По словам Натальи Кобринской, это не заслуга, а долг каждого интеллигентного человека, долг, который ведет за собой дальнейшие тяжелые обязанности.

Принимая во внимание обстоятельства, своеобразный «недостаток кислорода», Наталья Кобринская выезжает на целый год в Швейцарию, где слушает лекции в университете. Однако кроме этого есть у нее и другой замысел: подобным путем, как когда-то встретилась с Остапом Терлецким, познакомиться с Михаилом Драгомановым и Болеславом Лимановским. Значительное влияние на молодую писательницу в Цюрихе оказали лекции по политэкономии известного немецкого профессора Юлиуса Пляттера.

После возвращения в Болехов Наталья Кобринская продолжает общественную деятельность, организовывает сбор подписей за право женщин учиться в университетах и гимназиях. В Галицкий сейм вносится ряд требований и предложений относительно защиты прав крестьян. В 1893— 1896 годах Наталья Кобринская занимается издательским делом. Ее издательство «Жіноча справа» выпускает в свет три книги альманаха «Наша доля». Это необычный для того времени факт, высоко оцененный Лесей Украинкой и Иваном Франко. Для налаживания более эффективного книгопечатания Наталья Кобринская уехала жить во Львов. Думала, что в этом славном городе появятся лучшие условия и для популяризации феминистических идей, однако галичанки ее не услышали... Индифферентность женщин, к которым обращалась Наталья Кобринская, негативно повлияла на писательницу, поэтому она вернулась домой. В Болехове Наталья Кобринская писала немного. Часто у нее бывала последовательница и достойная ученица Ольга Кобылянская. Тешило сердце общение с местной молодежью. Писательница, которая умела и любила общаться, многих убедила, что неволя и темнота вредны не только для самих женщин, но и для целого народа. Имея достойных последователей Лесю Украинку и Ольгу Кобылянскую, Наталья Кобринская не жалела сил на ниве борьбы за женскую свободу. Она не оставляла творчество.

После Февральской революции 1917 года Наталья Кобринская написала сказку «Брати». Это небольшое произведение — одно из сильнейших в наследии Натальи Кобринской. Немало литературоведов вспоминало «Братьев», однако утверждения, что писательница воспевала победу Октябрьской социалистической революции — смешны. Во-первых, сказка написана за полгода до большевистского переворота. Во-вторых, предвидение и пророчество в сказке совсем другое. Речь идет не о чем ином, как о... возрождении украинской государственности и — глубокая грусть о потерях украинского народа, когда часто брат воевал против брата:

«— Брате! — вырвалось з грудей молодцеві в чужому мундирі.

— Брате! — крикнув стрілець. Витягнені багнети випали їм з рук, і оба щиро обіймались. Вмить вибігло двох других, з двох ворожих таборів. І обох на місці трупом поклали...». После трагедии души братьев седыми голубями летают, однако что-то большое «з північного востоку» — не радость общечеловеческая, а только определенный этап истории. Также трагично, когда у людей «вже не видирають життя, а самi його добровільно дають...» А вот окончание произведения, которое многие не хотят видеть: «Заграли рожеві зорі, високо піднеслось проміння сонця воскресіння; три звізди блиснули в яснiм блакиті. Підніс голову могутній лев, появився з мушкетом запорожець. Виринув на синім полі золотий плуг, а над нимоливкову галузку несли два голуби з широко розпростертими крилами на небесному просторі».

Наталья Ивановна Кобринская умерла в 1920 году в Болехове. В этом городе она и похоронена. Некоторое время ее замалчивали, сейчас вспоминают как пионерку женского движения в Украине. Униженная при жизни, оцененная после смерти, неизученная полностью до сих пор, Наталья Кобринская — мощный свет на небосклоне украинской мысли. Еще в тридцатые годы ее последовательница, известная украинская Женщина София Русова откроет глаза многим, кто не воспринимал идей Натальи Кобринской: «Освобождение женщины не есть акт феминизма, а такое же естественное проявление политической и культурной социальной эволюции, каким был акт освобождения крепостных, мурнів». Правильность изречения подтверждена временем.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Доклад о состоянии здоровье мужчин и мальчиков в мире

Подготовлено Мегги Джонс В большинстве регионов мира состояние здоровья мальчиков отстает от здоровья девочек. Один хорошо известный индикатор состоян...

News image

Внутри программы для жертв домашнего насилия

Нив Мур Женщины, Причиняющие Насилие Женщинам. Когда Хиллари Клинтон заявляет, что необходима деревня , чтобы вырастить ребенка, это подразумевает, что ...

News image

Гендерные проблемы, акцентированные аскулинистами

Винди МакЕлрой Гендерные проблемы, акцентированные маскулинизмом - иногда называют мужскими правами или Мужским Движением. Сторонники заявляют, что эт...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Франклин, Арета

Арета Луиза Франклин (англ. Aretha Louise Franklin; 25 марта 1942, Мемфис, Теннесси) — американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Наибольшего ...

News image

Подбираем юбку для полной фигуры

Женщинам с пышными формами непросто подобрать юбку, поскольку она должна не только скрыть недостатки фигуры, но сделает фигуру стройнее, женственнее и элегантн...

News image

Мадам, позвольте вас *

Следственный комитет при прокуратуре обнародовал данные о росте числа *. Например, в Москве за прошлый год этот показатель увеличился на 54%, в С...

Известные феминистки:

Майнхоф, Ульрика

News image

Ульри ка Мари я Ма йнхоф (нем. Ulrike Marie Meinhof, 7 октября 1934, Ольденбург — 8 или 9 мая 1976, Штутгарт) — западногерманск...

Цеткин, Клара

News image

Кла ра Це ткин (нем. Clara Zetkin, урождённая Э йсснер, нем. Eissner; 5 июля 1857, Видерау, Германия — 20 июня 1933, Архангельск...

Права женщин в регионах:

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Основные подтвержденные гипотезы исследования Нарушения прав женщин в частном секторе : 1. Работа без оформления договоров. ...

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

В 2000 году в Ростове-на-Дону Облкомстатом впервые был издан сборник гендерной статистики Женщины и мужчины Ростовской области ...

Реклама*

Женское движение:

Как отдыхать правильно?

News image

Как восстановить силы и жизненную энергию? Этот вопрос всегда был и остается актуальным. Как известно, лучшим способом...

В Индии активистки пытаются обеспечить доступ к гигиеническим прокладкам

News image

Многие индийские женщины во время менструации используют лишь обрывки старой одежды, что может подвергать риску их здо...

Саудовские девушки могут постоять за себя!

News image

Члены Комиссии Хобара по Продвижению Достоинства и Предотвращению порока (Commission for the Promotion of Virtue and P...

“Вход только в скромной одежде”

News image

Ортодоксы изгнали из магазина развратных женщин Мэр Рамат-Гана Цви Бар намерен в самое ближайшее время закрыть ма...

Публикации:

News image

Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект

News image

Новое издание: Е.В.Машкова Влияние рыночных отношений в сфере труда на занятость женщин в моноинду

News image

От декларации равных прав - к реализации равных возможностей

News image

Журнал Проект ИЦ НЖФ Городская политика и статус женщин

Авторизация