feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Деятели феминизма - Марта Грэхем


Марта Грэхем

марта грэхем

Против консервативного взгляда на женщину только как на мать восстала и третья из названных здесь женщин - создательница танца модерн Марта Грэхем (1894-1991). Она родилась в США; ее родители ее были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве она должна была исправно ее посещать. Впоследствии она вспоминала, каким кошмаром для ребенка было ходить в мрачную, темную церковь и отсиживать там соврешенно неэмоциональные, безжизненные службы. Танец, который она открыла для себя позже, был полным контрастом скуке церковной службы; он был праздником, «чудом» двигающегося тела. Но пуританские правила не допускали свободного телесного выражения чувств. Прабабушка Марты – настоящий матриарх семьи – вместе с родителями старалась сделать из девочки «настоящую леди». Это означало подготовку к роли жены – что же еще было делать юной леди? Когда Марте испольнилось 14 лет, семья переехала в Калифорнию. Для нее это было освобождением. В субтропическом климате, писала позже Грэхем, ни один ребенок не мог бы превратиться в пуританина [Don McDonagh. Martha Graham, A Biography. New York, 1973. С. 13].

Хотя семья Грэхем была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против ее обучения в колледже. Вассар колледж, куда ее прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм – движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Спорт был одним из немногочисленных в то время возможностей для молодых американки проявить себя. В 1920-е и 1930-е годы большинство получивших известность американских женщин были или кинозвездами или спортсменками. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Калифорнии.

В годы, когда проходило ученичество Грэхем, на танец смотрели главным образом как на развлечение – он был составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца – балет, который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэхем – это искусство». И впоследствии все ее мужчины смотрели на нее снизу вверх, как на художника и гения.

В ее эпоху бытовали жесткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины – в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть человека вообще –дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Глядя на танец, зрители должны лучше узнать самих себя.

Очень многие комментаторы ее творчества отмечали связь Грэхем с феминизмом. На суперобложке одной из ее биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэхем ломала стереотип: женщина – это слабое существо. Она никогда не считала себя ниже мужчин, даже тех, которыми восхищалась.

В то время некоторые ассоциировали независимую женщину с *янкой. Чтобы защититься от подобных подозрений, Грэхем заявляла: «Женщины меня не интересуют. Я люблю мужчин» [Martha Graham. Blood Memory. New York, 1991. С. 25-26]. Тем самым она также утверждала право женщины на самореализацию, в том числе *, на равные права в любви.

Грэхем была известна своей неконвенциональной моралью. Ее технику часто связывают с возрождением женской *альности. Для нее был важен *альный опыт танцовщиц (ее труппа была чисто женской); однажды она сказала, что не потерпит девственниц в своей компании. В то же время она считала, что для достижения совершенства танцовщица должна отказаться от материнства. Объясняла она это тем, что танцевальное движение начинается толчком, идущим из области таза; ученицам она иногда говорила, что они должны танцевать от матки. Нерожавшая женина, по ее предположению – впрочем, никем не доказанному – обладает большей энергией, которая и делает ее танец более мощным. Сама Грэхем сделал свой выбор в пользу танца и не имела детей.

Акцент, который делала Грэхем на силе, энергии в танце, ее уклон в сторону маскулинности движений не могут, наверное, считаться ортодоксальными феминистскими ценостями. Но в результате ее работы танцовщица перестала считаться воплощением слабости. Участницы труппы Грэхем, по словам одной из них, больше не были грациозными маленькими эльфами; они стали земными женщинами, полными страстей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Мужчины - тоже жертвы насилия

Кати Йанг Фонд Предотвращения СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ отметил День Отца кампанией чествования мужчин, которые дали клятву прилагать усилия, чтобы остановить на...

News image

Возвращение богини

Кетлин Паркер. С большим риском для своей репутации в духе времени, я должна сделать признание: у меня проблема с определением местоположения моей внутрен...

News image

Миф о супружеском насилии

Кристина Соммерс Мы много слышим от феминисток, что американское общество переполнено склонными к насилию ненавидящими женщин мужчинами. Он не был особенны...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Строения из бруса и их преимущества

Для любого владельца частной загородной недвижимости актуальным является вопрос обустройства прилегающей к ней территории. Можно обратиться к помощи ландшафтн...

News image

Наташа Биттен: Премьер – всем пример

Наташа Биттен, главный редактор женского портала Клуб Путешественниц Главная новость, которую на этой неделе отслеживают феминистки со всего света, – демар...

News image

Дмитрий Быков о женской литературе: Это неправильно

– Вы признаете женскую литературу? – Она есть, но она другая. Это как женщина – борец-сумо, дорожный рабочий… Это неправильно. Женщина для другого. Но кое-...

Известные феминистки:

Гольдман, Эмма

News image

Эмма Гольдман родилась в мелкобуржуазной еврейской семье в Ковно (современный Каунас, Литва), где её семья содержала небольшую г...

Бовуар, Симона де

News image

Симо на де Бовуа р (фр. Simone de Beauvoir; 9 января 1908, Париж — 14 апреля 1986) — французская писательница, философ, идеолог...

Права женщин в регионах:

ОМСКАЯ И ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Проблема дискриминации женщин по половому признаку остается одной из самых актуальной. Женщины сталкиваются с нею повсеместно: п...

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Среди социально-демографических групп безработных в самом сложном положении на регулируемом рынке труда оказываются женщины, в п...

Реклама*

Женское движение:

Насилие на женщинами в Уганде

News image

Amnesty International обвинила систему уголовного правосудия северной Уганды в том, что та игнорирует, отрицает и молч...

Новая ЛГБТ-организация в Беларуси

News image

В Беларуси в ближайшее время может появиться первая официально зарегистрированная ЛГБТ-структура. Представители различ...

Как выбрать качественную сантехнику?

News image

Сантехническое оборудование довольно сложно выбрать даже высококвалифицированным и опытным профессионалам, не говоря у...

Президент наложил вето на закон, разработанный Радикальной партией

News image

Президент Украины Петр Порошенко наложил вето на разработанный Радикальной партией Олега Ляшко закон, который продлева...

Публикации:

News image

Календарь-2005 Женщины на линии фронта . Серия Женщины Беларуси: история в повседневности

News image

Глобализация и гендерные отношения: вызовы для постсоветских стран

News image

Маховская О. И. Cоблазн эмиграции, или Женщинам, отлетающим в Париж

News image

Почему Февральская революция началась в Международный женский день?

Авторизация