feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Публикации о женском движении - Как бы Вы жили сегодня, без женского движения России 1860-1917 годов


Как бы Вы жили сегодня, без женского движения России 1860-1917 годов

как бы вы жили сегодня, без женского движения россии 1860-1917 годов

Я рискую быть слишком назидательной и резкой, но это видимо уже издержки сформировавшейся по жизни позиции. Правда эта позиция, отчасти позиция защиты, - производная от ситуаций столкновений с предубеждениями против женщин. Например, раньше я либо просто сильно расстраивалась и недоумевала, когда женщины-ректоры, которые сами учились в университетах, преподают и теперь руководят (т.е. делают все то, что русской женщине было запрещено законом еще только 100 лет назад), выказывают возмущение и недоумение - как можно говорить о какой-то дискриминации в России вообще и делить что-то по признаку пола в частности ? Возмущаются фактически тем, что я осмеливаюсь им напомнить о движении которое устранило ценз пола, о движении, плодами которого они пользуются! Ведь их квалификация позволяет им хотя бы один раз зайти в библиотеку и прочесть что-то на этот исторический предмет, ведь я не могу сказать о них, что они неграмотны или не могут читать академические тексты или исторические документы. Впрочем та же самая история часто повторяется и с журналистками, для которых суффикс женского пола - это профессиональное уничижение. Задуматься только, что женщинам до сих пор, приходится стесняться своего пола? И писать в стиле разъяснений я стала после чтения рассказа Татьяны Толстой Женское движение , в котором она мучительно пытается нащупать связи И зачем дворнику Тоне женское движение? 44. Мастерски поставленный вопрос, на который писательница, как я понимаю, так и не смогла найти ответ, хоть и потратила на это 8 страниц ее размышлений о себе, своем детстве с домработницей, юности и ее трудностях непонимания скандинавского феминизма . Я, как и другие, сначала купила книжку, потом прочла один только этот рассказ, потом разозлилась, а потом положила ее в стопочку для ответов, который вы и читаете. С этого момента я перестала расстраиваться и удивляться, и даже злиться на людей непонимающих. Вот сила художественного слова Татьяны Толстой! Теперь у меня появилась новая, эмоционально более легкая позиция - мне вдруг стало понятно, что следует прояснять мою позицию, что, например, живи Татьяна Толстая в Париже хоть XVII-го, хоть XIX-го, ей бы пришлось писать под мужским псевдонимом, если бы она захотела, чтобы хоть кто-то из издателей того времени решился бы ее книгу опубликовать, и если она хотела бы получить гонорар. А поехать за границу она могла бы только с разрешения ее супруга или отца, и читать лекции в университете ей вряд ли бы позволили. А живи она в XVI-ом веке в Англии ей бы зайти в университетскую библиотеку разрешили только в сопровождение члена Попечительского Совета45.

В исторической науке, как российской так и западной, насчитывающей огромный список исследований на эту тему, считается, что женское движение в России возникло в 60-е годы XIX46. Когда освобождение крестьян, изменившее коренным образом экономические и социальные отношения России, поставило значительную часть населения в необходимость изыскивать себе средства к существованию, зародился в России и женский вопрос . Рядом с работником-интеллигентом пореформенный строй стал выбрасывать на рынок труда незнакомый дотоле тип женщины, ищущей, подобно своему собрату мужчине, работы, обеспечивающей ей хлеб насущный. А вместе с ним пришло требование свободы образования, так как без этого все двери интеллигентного заработка оставались перед ней закрытыми... Разумеется, окончившие высшие учебные заведения женщины требовали также свободного доступа на государственную и частную службу 47. Дискриминационная политика правительства в сфере доступа к занятиям породила женский вопрос , и связан он с рождением женских артелей и организаций взаимопомощи, так хорошо нам знакомых по деятельности Веры Павловны из романа Чернышевского Что делать .

Однако следует иметь в виду, что это движение было подготовлено политико-культурной жизнью прогрессивной интеллигенции. Так даже Карамзин Н.М. выступил по этому вопросу в Вестнике Европы и его выступление получило большой резонанс, в 1830-1840 годах проблема раскрепощения женщины, освобождения ее из-под гнета патриархального семейного уклада дебатировалась и Герценом А.И., и Огаревым Н.П.. Грановский в рукописном нелегальном журнале Северный дневник выступил со статьей Взгляд на изменение гражданского состояния женщин в нашем отечестве . Пирогов Н.И., автор множества статей и писем по женскому вопросу, в 1856 г. опубликовал в журнале Морской сборник статью Вопросы жизни , где женский вопрос рассматривался в ряду фундаментальных вопросов общественного развития. Эти вопросы были в центре творчества Добролюбова Н.А., Михайлова М.Л., Писарева Д.И., Ушинского К.Д.. Лавров П.Л. составлял устав одного из женских обществ48.

Общее число участниц движения оценить пока сложно, но число организаций должно вас впечатлить - известно доподлинно 189 (!) организаций, которые легально (!) действовали в 60-ти (!) городах российской империи49. Не говоря уже о тех, о которых пока нам мало что известно. Эти организации обладали мобилизационным потенциалом, сравнимым с деятельностью современных избирательных блоков, каждый год они отправляли разные петиции в Государственную Думы и их подписывали до 20.000, и даже до 55.000 женщин! Воззвания они печатали тиражами в 35 тысяч экземпляров! И демонстрацию они собирали числом 40.000 женщин! Да на самую крупную конференцию Организации Объединенных Наций в 1995 году в Пекине съехалось со всего мира женщин меньше, я там была и до сих пор остаюсь под сильным впечатлением от проведенных 3-х недель в обществе с 35.000 женщинами (мужчины представительствовали страны и брали интервью), а тут сорок тысяч женщин идут колонами демонстранток в Петрограде и стоят сутки у Таврического дворца в 1917 году в марте!50. Неизвестно какая там была тогда погода еще...

Так что же, собственно, их объединяло, что их волновало и какие вопросы они должны были решить, для чего объединяться? Несмотря на то, что женщины разных социальных слоев были неравны перед законом по-разному, - так представительницы привилегированных имущих слоев находились в лучшем правовом положении, чем крестьянки, которые составляли большинство женщин и работницы, - все они были ущемлены в гражданских правах по сравнению с мужчинами их класса! Разумеется, повестка дня и сам принцип равноправия рассматривался каждой группой женщин соответственно тому социальному слою, к которому она принадлежит. Женщины высшей буржуазии, страдая всего сильнее от имущественного неравенства, у нас, в России, например в праве наследования, хлопочут прежде всего об устранении вредящих женским интересам параграфов гражданского уложения. Для женщин средней буржуазии равноправие сводится к вопросу о свободе труда , - как ярко классифицировала Коллонтай51. О требованиях права на образование для разночинок и разорившихся дворянок я уже приводила цитату выше. Серьезный вопрос наших дней - вопрос трудовой. Женский труд стал крупным и необходимым фактором хозяйственной жизни страны... Капитал нуждается в дешевых рабочих руках и притягивает к себе все новые и новые трудовые силы женщин. Но в то время, как буржуазная женщина с гордо поднятой головой вступает в открывающиеся перед ней двери интеллигентных профессий, пролетарка с тяжелой покорностью судьбу идет к новому станку. В середине XIX столетия буржуазная женщина делает свои первые робкие шаги на пути к своему экономическому освобождению: она настойчиво стучится в двери университетов, художественных мастерских, контор. А ее младшая сестра , пролетарка, изведавшая до дна весь ужас капиталистической эксплуатации наемного труда, требует от государства вмешательства в область свободы договора между трудом и капиталом [как актуально и современно!]. Не свободы труда добивается она, а нормировки рабочего дня, запрета ночной работы и других постановлений, ставящих предел алчному использованию капиталом ее трудовых сил... Фабричное законодательство - это один из радикальнейших способов защиты интересов пролетариата. .... Пролетарка не только первая вступила на трудовую дорогу, она продолжает и по сию пору господствовать на ней по своей численности 52 . Разрыв в численности в 30-50 раз между пролетарками и буржуазками на рынках самостоятельного женского труда были в России, также как и в Австрии, Германии, Франции. ...те и другие сознают, необходимость обеспечения за собой права голоса в управлении страною, так как без этого никакое завоевание, никакая реформа не могут быть прочными. Отсюда - перенесение центра проблемы на борьбу за политическое полноправие 53 .

Из приведенных выше цитат, которые можно было бы значительно расширить, уже становятся очевидным, что было три разных повестки дня, целями которых были разные права - права наследования , свобода профессий и образования и трудовое и социальное, фабричное законодательство . Разумеется, никакого единства столь разнородных повесток дня мы ожидать не можем. Также существовали различия в методах решения одной и той же социальной проблемы. Очень четкое размежевание происходило между пролетарками и буржуазками и по одним и те же вопросам. Коллонтай, тексты которой построены на полемике с феминистками, т.е. либеральным крылом женского движения, с точки зрения социологии политики, мне кажется, лучше всего могут прояснить нам эту сторону развития женского движения. Например, если либеральные феминистки предлагали и создавали приюты для женщин-* и требовали уголовного наказания мужчин за участие в работорговле, то социалистки ставили вопрос ребром и требовали устранения дискриминационности трудового законодательства54 об оплате женского труда и социального страхования!

Конечно, эти три повестки разворачивались параллельно, входя в политические альянсы с понимающими их политическими партиями. Политические партии, хотя и не поддерживали никогда целиком все три повестки дня порой рвали на части это женское движение. Например, большевики рьяно выступали против объединенного женского движения. Но лидеры женского движения все же иногда пытались объединиться. Исторический факт - эта попытка была сделана на Первом Всероссийском съезде в 1908 году, хотя социальный состав и непоказателен: только 4% участниц были дворянками, а большинство принадлежали к интеллигентским слоям (средним и разночинским слоям), работницы и крестьянки присутствовали в пропорции 3.2% 55. Но в любом случае женское движение с самого начала - это движение женщин, имевших на тот период максимально возможное образование, так среди участниц съезда - 50 % (!) участниц имели высшее образование и 30% среднее образование. Это движение никогда не было антимужским, и в большей степени было направлено против институтов несправедливо исключавших женщин из системы гражданских прав и доступа к образованию, занятости, чему свидетельство - семейный статус участниц: среди участниц съезда 58% были замужем и 29% были не замужем.

Примечательно, тем не менее, что у истоков российского женского движения стояли все равно дворянки, не зависимо от того, интересы женщин какого класса в итоге они для себя выбрали представлять. Мария Васильевна Трубникова - дочь декабриста В.П. Ивашева, которая рано осиротев и воспитывавшись в семье тетки княгини, получила широкое образование, увлекалась демократическими идеями, переписывалась с Джоном Стюартом Милем, при этом несмотря на прочное финансовое положение (ее супруг был состоятельным человеком), зарабатывала профессиональным трудом, и десять лет с 1859-по 1869 она посвятила женскому движению, эмансипации женщин, была инициатором создания первой женской организации - Общества дешевых квартир для нуждающихся . Анна Философова, также из дворянской семьи Дягилевых, в 18 лет вышла замуж по любви за просвещенного чиновника В.П.Философова, который дослужился до поста главного военного прокурора страны56, будучи матерью 9 детей, оставалась женщиной блистательной. Именно она как аристократка была вхожа в любые канцелярии, и хотя ее деятельность раздражала власти и ей даже пришлось на время выехать из страны, она 50 лет жизни отдала организации женского движения и сбору средств для него. Надежде Стасовой мы обязаны Бестужевскими женскими курсами. Среди лидеров следующего поколения выделяется Анна Шабанова, также дворянка, которая стояла у истоков за избирательные права для женщин и лидера второго поколения лидеров женского движения, хорошо материально обеспеченными и с великолепным образованием. Каждая из того большого числа организаций, которые входили в цифру, приводимую четырьмя абзацами выше, конечно же имела не одного лидера. Их судьбы, а не только имена, должны, все же рано или поздно войти в нашу историю - Стасова Н.В., Конради Е.И., Шапир О., Покровская М.И., М.К. Цебрикова, Исполатова С.К. ,Кувшинская Е, Рутцен фон А.Н, Бландова М.Е., Вахтина М.Л.,Макшеева К., Янчевская М.М., Клирикова О.Н., Пиотровская А., Кальманович А. ,Кускова Е., Тюрберт С., Чехова М.А., Щепкина Е, Тыркова, Шишкина-Явейн П.Н. Мы же знаем имена только революцинерок-большевичек А.Коллонтай, И.Арманд, Н.Крупской, А.Елизаровой-Ульяновой.

Я хотела бы постараться представить вам всю повестку женского движения конца XIX-XX века и дать вам возможность поразмышлять о том какой - бы была ваша сегодняшняя личная и общественная жизнь, если бы те реформы, которые эти женщины инициировали, добивались и провели, не удались бы, если бы им бы что-то помешало. А как вы можете судить то, о чем и не знаете?

Проще всего начать с темы о браке. Многие упиваются сегодня обрядами венчания, и быть может следует обратить наше внимание, на то, что в связи с тем, что в дореволюционном русском праве действительным признавался только церковный брак, то - развод был з а п р е щ е н [!], супруги должны были жить вместе, отдельный вид на жительство супруга могла получить только с согласия мужа, без его согласия жена не могла наниматься на работы или в услужение. Я думаю, что навряд ли кто из нас сегодня поставит под сомнение законность тех требований реформы семейного законодательства. Разве что те кто планирует воспользоваться брачным контрактом, чтобы защитить имеющуюся собственность от посягательств очередной супруги. Где бы мы были сейчас по статистке женских суицидов, если представить себе, что всех женщин, кому мужья не давали развод ждала участь Анны Карениной? Статьи о принудительном вступлении в брак, кажется, только недавно изъяли из УК (уголовного кодекса).

Или другая сфера - сфера образования. По грамотности женщины уступали мужчинам в 5 раз. Дело в том, что обязательное начальное обучение для мальчиков из дворянских семей было введено еще в 1714. И хоть начало среднему образованию для девушек было положено еще Екатериной II учреждением Воспитательного заведения для благородных девиц (1764 г.), но в них до 60-х годов XIX века могли учиться только девушки дворянского происхождения, таким образом для девочек всех остальных слоев практически обучение отсутствовало. Соответственно, женские гимназии стали формироваться лишь под воздействием женского движения с 1870 и преимущественно на средства частные, при этом даже в 1880 году девочки все еще составляли лишь 20% учащихся начальных и церковно-приходских школ. Можете ли вы себе представить, что 1-го сентября ваши сыновья и внуки бы пошли в школу, а дочери и внучки нет?

Права на высшее образование в 60-е годы XIX века не имели женщины всех сословий, а принятый в 1863 году университетский устав не допускал их к высшему образованию, что стало причиной массового выезда девушек за границу на учебу. Для пресечения оного последовало высочайшее распоряжение 1873 года о запрещении русским девушкам учиться в Цюрихском университете. Еще 115 лет назад стать профессором для женщины - вполне распространенный образ жизни сегодня - было личным подвигом: Софья Ковалевская, чтобы получить высшее образование, должна была выйти сначала фиктивно замуж (т.е. перейти из под опеки ее отца под опеку мужа), уехать учиться в Гейдельберг и Берлин, получить степень доктора философии Гетингенского университета за дифференциальные уравнения. Потом она должна была пережить вслед за вдохновением от успехов разочарование. Так как, когда она вернулась в Петербург, ей предложили не университетскую кафедру и даже не доцентуру на Высших женских курсах, а преподавание арифметики в младших классах гимназии. Приват-доцентом она была приглашена Стокгольским университетом. Я надеюсь, что любой современный родитель поймет зачем потребовались многочисленные упорные инициативы женских обществ и демократической интеллигенции, чтобы в 70-х годах получить разрешение на открытие высших женских курсов. Сегодня любой родитель знает цену образования своих детей и большинство заинтересованы в сохранении общественной системы не только начального, но и высшего образования, быть может за исключением тех, кто может оплатить европейское образование в Оксфорде и Кембридже.

Вопрос о легализации абортов был едва ли не основным вопросом, который занимал русскую интеллигенцию на рубеже веков57. На Пироговском съезде в 1913 г., прошедшем в июне в Петербурге, вопрос об аборте вызвал живой интерес. Съезд принял такую резолюцию Уголовное преследование матери за искусственный аборт никогда не должно иметь место. Также должны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производящие аборт по просьбе и настоянию матери. Исключение из этого должны составлять врачи, сделавшие аборт из корыстных целей своей профессии. Эти врачи подлежат суду врачебных советов. Против этой резолюции раздались протесты со стороны врачей и печати. Общее собрание съезда ее значительно изменило. Оно признало, что с искусственными абортами надо бороться не репрессиями, а социальными реформами .

Отсутствие элементарного здравоохранения для крестьян приводило к тому, что крестьянки, которые обычно выходили замуж в 16-19 лет, а к 25 годам переносили уже по 5-6 родов (25-70% выкидышей). Их заболеваемость превышала мужскую в 5-6 раз, а смертность в 2 раза!58 Быть крестьянкой в то время - значило не знать докторов. Соответственно, требование медицинской помощи женщинам того времени - это было требование дать им право не умереть во время родов. Сомнения в целесообразности того требования, надеюсь, у вас не возникают.

При росте промышленного производства происходило и расширение рынка наемного фабричного труда, в том числе и за счет женщин, но происходило это, преимущественно, при ужасающих условиях труда. И несмотря на то, что условия труда были ужасающими для всех, регламентация условий труда в России (1886 г.) пошла по тому же пути как и в Англии (1847) и во Франции (1874-1892 гг.)., именно для женщин и подростков в сфере текстильной промышленности, - запрещался ночной труд, и смена устанавливалась до 12-ти часов59. Уровень оплаты женского труда был на 30% ниже мужского, а в некоторых производствах разница достигала 60% [сегодня пропорции по официальным доходам примерно такие же]. Соответственно, необходима была60 законодательная охрана труда во всех отраслях промышленности и сельскохозяйственного труда, и что особенно важно - условий домашнего услужения и работы на дому, откуда рекрутировалась *. Требовали установления максимального 8-часового рабочего в промышленности и торговле, 10-ти часового рабочего дня для сельскохозяйственных работ в летнее время, полного праздничного отдыха (не менее 42 часов) в неделю, воспрещения женского труда в особо вредных для женского организма производствах - в отраслях производства, где применяется ртуть, фосфор, свинец, и др. яды; улучшения гигиенических, санитарных и технических условий труда в мастерских; воспрещения таких способов труда, которые вредны или опасны для матери и потомства (таскание тяжестей, ножные двигатели и т.д.); расширения фабричной инспекции на все отрасли труда, включая домашнее услужения и работу на дому; назначения женщины фабричными инспектрисами; охраны материнства; установление обязательного отдыха для беременных за 8 недель до и 8 недель после родов с получением пособия в размере полного заработка из касс государственного страхования; бесплатной медицинской и акушерской помощи в родовой период; освобождение кормящей грудью детей каждые 2 часа, отмены ночного и сверхурочного труда для женщин в виду отсутствия тогда еще даже зачатков системы детских садов и яслей; отведения специального помещения в крупных предприятиях для кормления грудных детей и создание яслей при предприятиях, а для мелких предприятий каждого района выставлялось требование кооперации для совместного создания яслей; управление яслями в руках матерей; организация курсов для обучения матерей по уходу за детьми; возложение на городские и земские самоуправления предоставления жилья для беременных и рожениц; раздачи ими здорового бесплатного детского молока тем матерям, которые не в состоянии кормить детей грудью. Ничего нового для нас, но попробуйте Вы, представить современную женщину без декретного отпуска? А те, кто сейчас работает в теневой экономике знают, что значит не иметь никаких социальных страховок и отчислений пенсий. А о длительности рабочего дня, те из нас, у кого есть работа, просто и думать не думаем.

Дискриминационная политика государства, которая и породила женское движение, выражалась и в том, что женщины были лишены возможности участвовать в не только в государственном управлении и самоуправлении, но также и работать в государственных канцеляриях, так как высочайшим повеление от 14 января 1871 года им запрещалось там работать. Круг доступных профессий был невелик: акушерка, фельдшеры по прививкам, аптекари, телеграфистки , учительницы младших классов в начальных школах и нижних классах женских гимназий. Вот откуда берет начало феминизации советского и пост-советских отраслевых рынков труда.

Судебная и адвокатская деятельность были также закрыты для женщин, имя первой женщины юристки Евреиновой А.М., - которая продвигала совсем недавно в 1911 году через Думу закон о доступе женщин к этим профессиям и законопроект был принят, но позже отклонен ГосСоветом,61 - до сих пор неизвестно тем сотням тысяч женщин-юристок и судьям, которые преуспевают в этой профессии. И быть может и поэтому в судах РФ сегодня никто не знает как же следует применять Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ратифицирована Россией в 1980 г.) и в чем ее смысл?

Согласитесь, что такая дискриминационная политика относительно образования и занятости женщин после отмены крепостного права, когда сотни тысяч девушек из обнищавших дворянских семей были вынуждены уехать в город, обрекала их на нужду и лишения, жалкое прозябание в роли гувернантки, прислуги, или нравственное падение. Не случайно, в это же время поднимаются вопросы о *, как предмете внимания общественности и городских властей. Об этом обо всем мы не читали в школьных учебниках по истории, но знали по Воскресенью Льва Николаевича Толстого, донесшего до нас крупицы из этой социальной истории прав женщин. Предложения относительно сокращения * состояли в регламентации достойной оплаты труда женщин в промышленности и в домашнем услужении, социальном страховании труда и материнства. Из проведенных тогда исследований было ясно, что к занятию * обращались женщины попавшие именно в сложные ситуации, связанные с рождением ребенка, в случае болезней, а также из-за домогательств со стороны мужчин-хозяев и наемных работников домов где они были прислугой62. Либеральные феминистки активно занимались организацией приютов для женщин, также требовали отмены врачебно-медицинской регламентации для * раз уже этого не требуется от мужчин-посетителей публичных домов. Еще тогда выдвигалось радикальное предложение о привлечении к уголовной ответственности клиентов публичных домов, как мера, которая позволит покончить с *. По этому пути, кстати, сейчас пошло Скандинавское законодательство: Финны и норвежцы, видимо, утомились заездами автобусов с нашими мурманчанками по выходным в специализированные мотели в этих странах, утомились бойко поставленными и налаженным приграничным бизнесом услуг 63; наказывать скандинавы будут не женщин, но привлекать к ответственности клиентов мужчин. И если раньше бывший Министр труда г-н Меликьян мог позволить себе публично высказываться о том, что женская безработица его не волнует, пока будет существовать хоть один безработный мужчина, то теперь у нас губернаторы инициировали и в Госдуме даже уже прошло небольшое обсуждение как улучшить сбор налогов через легализацию борделей.

В сфере гражданских прав раздел наследования оставался дискриминационным для женщин: женщина являлась обделенной по сравнению с мужчинами - при наличии сыновей и дочерей последние получали по 1/14 недвижимого и по 1/7 движимого имущества, все остальное делилось поровну между сыновьями; дочери делили наследство поровну, когда не было сыновей и внуков64. Хотя, как я отмечала выше, это обстоятельство соседствовало с режимом раздельной собственности супругов (см. ссылку 38). Женщины могли совершать сделки и управлять имуществом раздельно с супругом, что позволяло конечно, накапливать собственность по женской линии и было основанием для появления слоя состоятельных женщин-дворянок, купчих. Эта особенность в имущественных отношениях супругов в России, в сфере признания за женщиной большей самостоятельности по сравнению с практикой в Западной Европе, тянется еще с дохристианского периода. В настоящий момент, так как в этом вопросе мы не отличаемся от европейских стран, то помочь женщинам может брачный контракт, конечно, если его правильно составить, а пока он работает скорее в интересах состоятельных мужчин-супругов, как показывает обзор судебной практики.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Эмоциональный террорист

Кетлин Паркер . Те из нас, кто работает в области домашнего насилия, ежедневно сталкивается с трудной задачей работы с женщинами в проблематичных семьях....

News image

Феминистский закон

Иева Соди. Большая благодарность за то, что мы уделяем большое внимание нарушениям прав в аэропортах. И все же за прошедшие тридцать лет вторая по величи...

News image

Феминистский Камелот

Кристина Хофф Соммерс. Администрация Клинтона склонна верить гипертрофированной статистике, поставляемой группами феминисток. Члены кабинета, такие как Д...

Новости и инициативы женских организаций

News image

О сегрегации мужчин и женщин в странах СНГ

Хочу поговорить о... туалетах

News image

Подарочек от Бориса Акунина

Шпеер пишет, что Адольф отзывался об Иосифе с большим уважением, видел в нем родственную душу и поэтому приказал хорошо обращаться с плененным Яковом Дж...

News image

АРТ-СОБЕС 2009: “Окна М/Ж Роста” - фестиваль социального иск

Пройдет с 10 по 20 октября: фестиваль призван привлечь современное общество к проблеме равноправия полов, показать перспективы развития и преодоление устар...

Известные феминистки:

Хорни, Карен

News image

Ка рен Хо рни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хо рнай]; 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский п...

Айседора Дункан

News image

Великая Айседора Дункан (1877-1927) тоже зачитывалась Ницше. Ответом на философию сверхчеловека была ее статья-манифест «Танец б...

Права женщин в регионах:

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

По наблюдениям сотрудников Центра по правам человека в 2001 году на территории Курской области гораздо чаще нарушались права жен...

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

News image

Я никогда не забуду такой случай: в 1990 году норвежские гости приехали к нам в Нарьян-Мар, и мы с Юлей Канюковой принимали их у...

Реклама*

Женское движение:

Демонстрация против гомофобии в Берлине

News image

Вечером в понедельник 9 июня в Кройцберге(Берлин) прошла демонстрация против гомофобии.Поводом послужило нападение на ...

Женщины возглавили третий этап протестов в Непале

News image

Более 30 тибетских женщин, включая монахинь, сегодня возобновили временно приостановленные тибетские протесты в Катма...

Мужчины Европы борются за право носить юбки

News image

Самые незакомплексованные европейские мужчины объединились в ассоциацию, которая вне зависимости от * ориен...

Иран продолжает казнить женщин

News image

Иранские власти по-своему отметили первомайский праздник – вчера в тюрьме Рашт была казнена 23-летняя Делара Дараби. З...

Публикации:

News image

Издана книга С. Полениной Гендерное равенство: проблемы равных прав и равных возможностей мужчин и

News image

Словарь гендерных терминов. Электронная версия

News image

Словарь гендерных терминов будет распространяться в августе!

News image

Гендерный вакуум интеллигентского сознания

Авторизация