На днях ко мне, как к автору сайта Феминизм по-русски , обратилась редактор газеты Мой район с просьбой поделиться экспертным мнением о специфике российского феминизма.
Наш диалог состоялся и выглядит так:
- В чем главное отличие российского феминизма от западного?
Западные феминистки не жили в СССР. У нас равноправие полов было закреплено ещё в Конституции 1918 года, поэтому нашим женщинам не приходилось бороться за самые элементарные права. И поэтому у нас так долго не было феминизма. И поэтому западные феминистки такие зубастые, закалённые в боях, а наши такие мягкие.
Но юридическое, формальное равенство не устранило скрытой дискриминации, выражающейся в том, что наши женщины тащили и тащат на себе двойной груз: работа и семья, что они были и остаются мишенью бытового насилия, что патриархальный взгляд на женщину и её предназначение нисколько не изменился, что руководили страной мужчины. Я это называю гомосоциализмом .
С развитием капитализма наступление на права женщин усилится, поэтому российским феминисткам предстоит пройти тот же путь, который прошли их западные сёстры.
- В какую сторону, на Ваш взгляд, он будет развиваться?
А это зависит от наших политиков. Изначально российский феминизм был весьма либерален, но суровая реальность нашей жизни, превратившая женщин в уязвимую социальную группу, скорее всего, приведёт к радикализации феминизма. Особенно если наши мужчины будут слишком негативно реагировать на нас, а власти совсем не будут к нам прислушиваться.
- Кто такие российские феминистки (можно ли дать некий портрет русской феминистки)? Сколько их в России?
Я бы назвала два основных типа: феминистки сознательные , т.е. те, кто так себя называет и занимается феминистским активизмом, и феминистки стихийные , которые высказывают вполне феминистские мысли и ведут себя по-феминистски, приговаривая: Я не феминистка, но... . Есть замечательный сайт, http://feminisnts.ru/, где эти слова являются эпиграфом.
Если учесть, что существуют стихийные феминистки , я не берусь назвать даже приблизительно количество феминисток в России:)
Кроме того, существуют ещё и мужчины-феминисты.
Специфической чертой российских феминисток я бы назвала их большую симпатию к мужчинам, они отнюдь не мужененавистницы в большинстве своём. Это особенность нашего менталитета: советские женщины, пережившие Великую Отечественную войну, почти обожествили уцелевших в войне мужчин, и передали этот культ своим дочерям и внучкам (в фильме Москва слезам не верит это отчётливо выражено), наследие православия тоже сказывается. Это и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что привлекает в наши ряды мужчин, у которых есть мозги и совесть, и они нам очень помогают, плохо тем, что мы очень уж оглядываемся на традиционные ценности, западные феминистки, возможно, более резки, зато более решительны. Но у нас иной менталитет. Многие наши феминистки замужем или имеют возлюбленных; есть среди них и домохозяйки - такой вот феномен. Но, конечно, есть и другие - мы очень разные.
Кроме того, мы встречаем такое бешеное сопротивление со стороны многих мужчин, что это, вполне возможно, заставит нас пересмотреть своё отношение к ним.
- Чего они хотят?
Наше феминистское движение ещё очень молодо, пока что оно не выработало единой платформы; у нас есть различия в политических убеждениях, в социальном статусе, но в целом можно выделить одну главную цель, которой добиваются и женщины, и мужчины-феминисты: мы все хотим равноправия, не только на бумаге - настоящего, такого, которое сделает возможным взаимопонимание и дружбу между полами, положит конец войне полов . Патриархатные стереотипы мешают жить не только женщинам, но и мужчинам, они тоже рабы предрассудков, которые не делают их счастливыми.
Главный стереотип состоит в том, что мужчина - добытчик и может фактически купить женщину, а женщина - зависима от него и поэтому готова себя продать.
Наши оппоненты настаивают именно на такой схеме взаимоотношений полов, но при этом она им отнюдь не нравится! Так мы и предлагаем её изменить:)
При этом мы исходим из того, что женщина сама определяет, как ей жить, никто не должен её принуждать. Если она выбирает зависимое существование - что ж, мы её насильно из него выдёргивать не будем. Но если она хочет жить иначе - она должна иметь на это право и возможность.
Мы хотим жить в правовом государстве, где законы прозрачны и выполнимы, а контроль за этим осуществляют и мужчины, и женщины - на равных. Мы за широкое представительство женщин во всех структурах власти, за приход женщин в армию.
24 февраля 2011 г. появилось новое учреждение ООН – «ООН-Женщины», это начало новой политики. Событие это рано или поздно повлияет и на Россию.
Наше общество патриархально, мы хотим положить этому конец.
Нам не нужны эти пацанские клановые разборки, это феодальное общество, в котором мы сейчас живём. Мы - европейская страна, светская и демократическая, но нет демократии там, где нет уважения к правам человека, где нет уважения к женщине.
Я знаю, что у нашего народа уже аллергия на слово демократия , он связывает с этим понятием всё самое худшее (как в 90-х годах, наоборот, связывал всё самое лучшее). Но Россия давным-давно имела демократические институты: Псковская и Новгородская республики с их вече, выборность князей, Земские соборы. Демократия только тогда имеет право так называться, когда она идёт снизу , а не сверху , надо вернуть к жизни этот принцип.
- Откуда идут корни российского феминизма?
Исторически - от идей Великой Французской революции, психологически - от ощущения того, что русская идея есть женская идея, а Россия - женская страна. Вся великая русская литература - это гимн женщине. У нас ведь почти нет мужских героев: все эти обломовы, онегины, печорины, базаровы, чичиковы - довольно непривлекательные персонажи по сравнению с фигурами тургеневских девушек, пушкинской Татьяны, некрасовских баб. Знаменитая статья Чернышевского Русский человек на rendez-vous ярко иллюстрирует это.
Российская женщина внутренне ощущает себя очень сильной, настолько сильной, что может позволить себе относиться к мужчине снисходительно, как к ребёнку, терпя все его слабости. Может прикинуться дурочкой, раз уж ему так это необходимо.
Но это до поры до времени. Сегодня мы осознали, что наши дети заигрались и доигрались до полного развала страны. И мы больше не будем изображать дурочек, мы вспомнили о том, что мы прежде всего матери, а уж потом возлюбленные наших мужчин. И в качестве матерей мы будем пытаться спасти страну, которая гибнет из-за того, что нет к ней и населяющим её людям заботливого отношения, её насилуют и грабят все, кому не лень.
В общем, мы проснулись. Женское движение набирает силу, даже если не все его участницы называют себя феминистками - это как раз те, стихийные :)
- Какие самые распространенные мифы о феминистках? И почему это мифы?
1. Феминистки - амазонки-мужененавистницы, желающие подмять под себя мужчин;
2. Феминистки - слабые и ущербные женщины, неудачницы, больные психически;
3. Феминистки - изощрённые кокетки и нимфоманки, желающие привлечь внимание сильного пола таким вот экстравагантным способом;
4. Феминистки - синие чулки, от нечего делать занимающиеся политикой.
Почему это мифы? Потому что они отражают не саму действительность, а представление о ней, иррациональные страхи. И представление это зиждется на одной ложной посылке: всё, что делают женщины, так или иначе завязано на мужчинах и личной жизни. Допустить мысль, что женщина тоже человек, гражданка, которой не безразличен мир, в котором она живёт, наше общество пока что не может. Не отрицая значимость мужчин в нашей жизни, мы всё же исходим из того, что мы вполне автономные от них и дееспособные субъекты, а цель наша такая же, как и у мужчин-феминистов: благо общества, его оздоровление.
- Дойдет ли наш феминизм до такой степени, как на Западе, и почему? ( имеется в виду - до почти абсурдных законов)
Нам не до абсурдных законов, не до жиру, быть бы живу. Российская действительность сама по себе абсурдна, хотелось бы не усугублять, а исправить.
- Как вы относитесь к радикальному феминизму?
Я сама радикальная феминистка. Радикальный феминизм - теоретическая база феминизма вообще, т.к. в основе его лежит понятие патриархата как системы власти, с которой и борется феминизм. Российский радикальный феминизм исходит из того, что при этой системе власти и порождаемой ею психологии страдают не только женщины, но и мужчины, потому что патриархат навязывает обоим полам жёсткие полоролевые модели, а отнюдь не все люди желают укладываться в это прокрустово ложе. Поэтому у нас есть и радикальные феминисты-мужчины.
Уровень культуры наших оппонентов оставляет желать лучшего, это послание очень типично и по стилю, и по орфографии, и по эмоциям.
Сайт появился из желания дать людям информацию о феминизме, был задуман как коллективный проект, пока что над ним работают несколько человек, но реализовано самое главное: в процессе обсуждения этого сайта в сообществе феминисток родилось сотрудничество нескольких сайтов, я познакомилась с ИГ За феминизм , наметились общие цели: доносить до общества наиболее острые проблемы, связанные с дискриминацией женщин, с болезненными перекосами в обществе, обусловленными этой дискриминацией. По словам Фурье, степень эмансипации (освобождения) общества напрямую зависит от эмансипации женщин.
Движение наше очень молодо, пока рано говорить о чём-то глобальном, но мы надеемся, что наши усилия приведут к изменению сознания людей, а это значит, что изменится и наша жизнь.
К лучшему.