feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - ПУТЬ ЛИСИСТРАТЫ - Кого оберегает Берегиня, или Матриархат как мужское изобрете


Кого оберегает Берегиня, или Матриархат как мужское изобрете

кого оберегает берегиня, или матриархат как мужское изобрете

Кому это вдруг захотелось снова вытащить на свет дискуссию о матриархальности украинской культуры (общества, семьи, ментальности и всего образа жизни)?! В деле об украинском матриархате приговор вынесен давно, он окончательный и обжалованию не подлежит, поскольку общеизвестно: украинцами всегда верховодили женщины! Так кто это здесь осмелился сомневаться в нашей чуть ли не единственной национальной гордости и неоспоримом доказательстве извечной демократичности украинского народа?!

Не то чтобы мы сомневались в правильности последнего тезиса, отнюдь нет. Но такова уж природа научного познания. В науке не существует абсолютных и вечных истин — каждый раз приходится проверять их на прочность, когда обнаруживаются новые факты, появляются новые методы, приемы, технологии или теории. Таким новым орудием является для нас феминистская критика.

Итак, матриархат — это такая форма общественного строя, при котором власть принадлежит женщинам, наследование и учет родства осуществляются по женской линии. В более узком понимании — тип семейных отношений, где главой семьи является мать. Основы теории матриархата, лежащие в русле концепции социального эволюционизма, впервые сформулировал немецкий историк Й.-Я.Бахофен в своей работе «Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира на основе ее религиозной и правовой природы» (1861). По его мнению, в далеком прошлом человечества существовал исторический период, для которого было характерно доминирование женщин во всех сферах жизнедеятельности. Итогом исследований Бахофена стал труд «Матриархат». Со временем Ф.Энгельс в статье «Происхождение семьи, частной собственности и государства» доказывал, что матриархат — это универсальная историческая стадия эволюции человечества, то есть неминуемая ступень развития любого общества.

Среди украинских народоведов первым апологетом матриархата стал Владимир Охримович. В работе «Значення малоруських весільних обрядів в історії еволюції сім’ї» (1891) он делает вывод о существовании в далеком прошлом украинцев эпохи господства женщин. Его аргументация казалась «железной», а сама работа и идеи приобрели исключительную популярность в среде украинских историков, фольклористов и этнографов.

Грех было бы жаловаться на невнимание тогдашних исследователей к «женской» тематике. Как раз наоборот. Доказательства в пользу матриархальности украинской культуры они искали (и находили) прежде всего в супружеских отношениях. Исследователи украинской семьи, как правило, указывали на ее демократизм и эгалитарность отношений, обычно сравнивая положение женщины в украинской и русской семьях. Подытожил их работу Иван Франко в статье «Жіноча неволя в руських піснях народних»: «Від давніх давен усі учені люди, котрі пильно придивлялися до життя руського (українського) народу, визнавали, що русини (українці) обходяться з своїми жінками далеко лагідніше, далеко гуманніше й вільніше, аніж їхні сусіди. В родині ж жінка займає дуже поважне й почесне становище». Фактически с того времени каждый украинист в той или иной форме повторил это утверждение, однако никто из них его не проверил.

Впрочем, уже в начале ХХ ст. эволюционизм подвергся сокрушительной критике и утратил свою научную актуальность. Вместе с ним не выдержала испытания практикой и теория матриархата: антропологам и этнографам так и не удалось найти ни одного общества, где бы женский пол был престижнее мужского, а сами женщины занимали верхние ступени социальной иерархической лестницы, имели легитимные властные полномочия или решающий голос в принятии общественно важных решений. О матриархате почти забыли, и он тихо томился на задворках науки.

Своим вторым шансом в общественных науках эта идея полностью обязана второй волне феминизма и женским исследованиям с их жесткой критикой патриархата. Патриархат — универсальная система власти и доминирования мужчин, являющаяся — благодаря действию общественных, политических, экономических институтов — источником угнетения женщин. Именно принцип гендерной иерархии — краеугольный камень патриархата. Мэри Дэйли даже назвала патриархат единственной всемирной религией! Так что реабилитация матриархата в новом идеологическом и теоретическом формате казалась единственно возможным способом противостоять тотальному мужскому засилью.

Благодаря критическому осмыслению самого концепта довольно быстро стало понятно, что идея матриархата — это только плод, зеркальное отображение, второе Я патриархата. Прежде всего обратили внимание на то, что данное понятие определяет не столько власть женщин, сколько власть матерей. Таким образом программируется основополагающее неравенство между самими женщинами за счет возвышения определенной части из них на основании сугубо биологической способности к репродукции.

Апологеты матриархата в его классическом понимании чаще всего полагались на археологические находки и мифологические сюжеты, усматривая в фигурках «палеолитических венер» и культах Великих Богинь прямые доказательства доминирования женщин в доисторические времена. Нужно сказать, что украинцы имеют в этом смысле свое отдельное наследие: трипольская культура (IV — первая половина ІІІ тыс. до н.э.) оставила нам немало глиняных женских статуэток; украинские степи изобилуют «каменными бабами» — идолами скифо-сарматской эпохи (VI—XII ст. н.э.), а в языческом пантеоне древних славян было как минимум две мощные богини — Лада и Мокош, изображение которых есть на четырехликом Збручском идоле (ХІІІ ст. н.э.).

Учитывая эти и прочие факты, отрицать доминирование женского начала в мировоззрении и верованиях наших предков было бы неблагодарным делом. По-видимому, архаические религиозные культы были гиноцентричными: Женщина как символ самой Жизни была объектом поклонения, а роль женщин в сакральной сфере (ритуалах) — исключительной. Но означало ли все это в то же время и реальную власть земной женщины в социальной плоскости? Никаких доказательств тому нет.

Еще одним аргументом в пользу существования эпохи матриархата в свое время были так называемые «матриархатные мифы» — легенды, сюжет которых повествует о том, что когда-то женщины властвовали над мужчинами, но за деспотизм и злоупотребление властью были лишены привилегий и подчинены более мудрым и справедливым мужчинам. Такие мифы спорадически возникают в разных культурах. Украинцы тоже имеют эдакую апокрифическую легенду о святом апостоле Петре. Однако «матриархатные мифы», как справедливо отмечает Джоан Бамбергер, не столько свидетельствуют о существовании матриархата, сколько оправдывают мужское доминирование и целесообразность патриархата.

Наконец, в последние годы исследователи все больше склоняются к мнению, что поре патриархата (ее начало соотносят с возникновением пахотного земледелия в эпоху бронзы, в середине І тыс. до н.э., когда на территории славянского мира появились первые изображения божеств в мужском подобии) предшествовала эпоха относительного гендерного равноправия, то есть общественные отношения мужчин и женщин строились на принципах партнерства и солидарности (Риан Айслер «Чаша и меч» (1987), Розалинд Майлз «Женская история мира» (1989).

Сама по себе идея матриархата, как и любая другая научная гипотеза, имеет определенную эвристическую ценность в общественно-гуманитарных науках и не может быть определена как полезная или вредная для общества. Однако способы ее использования в рамках определенной идеологии или в политической плоскости могут иметь разные общественные последствия, так что стоит внимательнее относиться к тому, кто и ради чего это делает. В пределах феминистской идеологии этот миф может послужить развитию женского самосознания как идеал гендерно справедливого мира, вдохновляя женщин на борьбу с реальной дискриминацией. Однако при определенных обстоятельствах идея матриархата оборачивается против самих женщин, когда вера в собственное исконное равноправие ослепляет их и парализует волю к переменам.

Попробуем проанализировать, каким образом современное украинское общество использует матриархатный миф. Необходимо отметить: для украинцев матриархат — не абстрактное понятие, его национальным воплощением является образ Берегини, олицетворяющей все достоинства настоящего Матриарха. Чтобы быть последовательными, прежде всего выясним, откуда пришла в наш сегодняшний день Берегиня.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Возвращение богини

Кетлин Паркер. С большим риском для своей репутации в духе времени, я должна сделать признание: у меня проблема с определением местоположения моей внутрен...

News image

Внутри программы для жертв домашнего насилия

Нив Мур Женщины, Причиняющие Насилие Женщинам. Когда Хиллари Клинтон заявляет, что необходима деревня , чтобы вырастить ребенка, это подразумевает, что ...

News image

Безотцовщина. Эксперименты с семьей

Ребекка О'Нилл. Джон Стюарт Милл хорошо известен благодаря его экспериментам в проживании так что мы могли бы учиться друг у друга. За приблизительно 3...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Ланч, Лидия

Лидия Ланч (англ. Lydia Lunch; 2 июня 1959, Рочестер, Нью-Йорк) — американская певица и перформанс-артистка, прославившаяся прежде всего как пионер авангардно...

News image

Четвертый Фестиваль LoveKills (лагерь!)

Коллектив LoveKills летом 2009 года планирует провести свой четвертый фестиваль. Мы снова организуем анарха-феминистское собрание, но в этот раз мы бы хоте...

News image

Полезные советы

У меня есть почта на mail.ru, и я часто открываю разные новости с русских сайтов, которые вылезают там в виде сайд-рекламы. Так мне удается мониторить измен...

Известные феминистки:

Ольга Шапир - идеолог российского феминизма

News image

Перед всеми исследователями общественных движений, в равной степени как перед историками, так и социологами, встает проблема вос...

Вспоминая Монику

News image

Моника Виттиг – французская писательница, культовая фигура современного феминистского движения. Уже первый ее роман Опопонакс ,...

Права женщин в регионах:

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

В феврале, областной Центр психологической помощи населению городя Ульяновска проводил горячую телефонную линию для женщин, ст...

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

В рубрике Политнеделя: анфас и профиль газеты Новый мир опубликована статья Владимира Межевикина Медвежьи тропы с предусмо...

Ортомол Фемин не содержит глютен и лактозу Orthomol FeminВо время климактерического периода у женщины уменьшается выработка гормонов в яичниках и уменьшаться их количество будет до тех пор, пока функция яичников не угаснет окончательно. Весь организм не только ощущает изменения, он должен привыкнуть к ним. Ортомол Фемин используется для нутритивного лечения женщин с жалобами, характерными для менопаузы.

Реклама*

Женское движение:

Мужские мускулы женщин не волнуют

News image

В отличие от парней и девушек Запада, ищущих любви, люди африканского племени Хадза выбирают себе пары без учета разме...

В Египте растет движение против женского «обрезания»

News image

Мужчины из небольшой деревни в ярости. Одна из семей деревни привела 13-летнюю девочку к врачу, чтобы удалить ей клито...

Президент Афганистана узаконил * в шиитских семьях

News image

Закон, который регламентирует семейные взаимоотношения для шиитского меньшинства Афганистана, вводит дискриминационные...

Главные плюсы фасадов из металлокасет

News image

Применение вентилируемых фасадов является в наши дни довольно актуальным решением. При этом такое решение сложно назва...

Публикации:

News image

Анонс сборника Гендерная реконструкция политических систем

News image

Роль женщин в местном самоуправлении в свете муниципальной реформы (Иваново: Международный республ

News image

Карельский центр гендерных исследований издал журнал Мы против трэффика

News image

Как бы Вы жили сегодня, без женского движения России 1860-1917 годов

Авторизация