В священных текстах нет ничего, что говорило бы о низшем статусе женщины. Но мы страдаем от несправедливой традиции, созданной мужчинами и для мужчин , – возмущается Асма Барлас. В 1983 году ее, работницу пакистанского МИДа, выслали из страны, и сегодня она преподает в Итакском колледже в штате Нью-Йорк. Она, как и ее соратницы, отдает себе отчет в том, что жизнь в условиях демократии во многом помогает мусульманскому феминизму развивать такую активность. Если бы я попыталась сказать то же самое в Пакистане, в отношении меня уже вынесли бы фетву и попытались бы меня убить , – говорит Асма Барлас.
Эти мусульманки, считающие себя в огромном моральном долгу перед западными феминистками, требуют предоставления им равных прав с мужчинами. Они отвергают многоженство и насильственную выдачу девушек замуж, сражаются за право женщин на развод и на собственность, претендуют на все роли, монополизированные мужским полом. Они резко критикуют исламские республики, а также те нормы шариата, которые предусматривают дискриминацию женщин. Однако рядом со светскими феминистками они чувствуют себя неуютно. Мы оказались меж двух огней – исламскими фундаменталистами и западными феминистками, для которых религия есть синоним угнетения, – говорит иранский социолог Валентина Могадам, работающая в ЮНЕСКО. – Но и вернувшись к кораническим истокам, мы вполне можем бороться за свои права .