Выставка современного искусства о женском получилась умной, но некрасивой, прямо как интеллектуалка в представлении гламурной курицы
Как выставку назовут, так и сделают, «ŽEN d'Арт» под стать названию — неестественная, надуманная, сделана без уважения к речевой и визуальной культуре, попросту — без вкуса и глаза. Как буквы кириллицы и латиницы составляют не только непроизносимое и нечитаемое, но и буквально некрасивое слово, так и выставленные произведения, часто с трудом выдерживающие своих соседей, образуют неуклюжее, нелепое, претенциозное и раздражающе неопрятное целое.
Ощущение тошнотворного беспорядка часто настигает зрителей в Московском музее современного искусства на Петровке, где работы могут прибить или приклеить прямо к стене, но на этот раз, в случае выставки женщин, оно особенно досадно.
Но эта выставка, нелепое название которой нет сил повторять, — большая и серьезная, заставляющая оглянуться и подумать, с очень хорошими или просто хорошими, давно памятными работами зрелых и молодых, известных и заявивших о себе художников, преимущественно женщин. Фантазерок и рукодельниц, умных и простодушных, нарочито грубых и очень нежных.
Выставка ретроспективная, вспоминающая о других прошедших за последние двадцать лет выставках гендерной, простите, проблематики, то есть о женском — опыте, самоощущении и тревогах.
А их было много, особенно в начале 90-х, когда под этот пресловутый гендер можно было сыскать деньги от различных феминистских фондов. Во многом отсюда и специальный, терминологически перегруженный язык программ и экспликаций этих выставок. Впрочем, этот птичий критический щебет тогда вообще придавал значительности довольно еще слабому нашему современному искусства, как матерок подростку.
Кураторы Наталья Каменецкая и Оксана Саркисян проделали большую работу и вспомнили действительно много интересного и вовремя — сегодняшнее осмысление 90-х не мода, а психологическая потребность общества. Не хотелось бы подруг обижать, но художников, их работы жаль.
Когда вспомнишь, как легко и лукаво смотрелось «Побудь со мной» Ирины Наховой в XL, как эффектна была грубая скульптура Наталии Турновой в «Реджине» (по предыдущим адресам галерей), как тактично представлялась «абортная» живопись Айдан Салаховой на авторской персоналке, как проект Елены Елагиной, фрагмент которого сегодня показывают в тесноте, роскошно существовал в стенах почтенного венского музея, то становится грустно. Эти женщины имеют право на расширенную жилплощадь. Не стоит воссоздавать худшее, что было двадцать лет назад, — непростительно бедные выставки.