В далеком 1913 совсем молодая тогда писательница и журналистка Ребекка Вест высказала замечание, которое за сто лет не потеряло своего значения ни в актуальности, ни в тонкости: Не знаю точно, что такое феминизм, но каждый раз, когда я не позволяю вытирать о себя ноги, меня называют феминисткой . Кто бы мог подумать, что уже тогда это семантическое несовпадение можно было увидеть - для того, чтобы быть названной ли называться феминисткой, не обязательно знать, что в действительности означает этот -изм .
Я сама не раз попадала в такую глупую историю: кажется, что руководствуешься в своих высказываниях всего лишь логикой и здравым смыслом, а у людей впечатление, что хочешь перевернуть столбы мироздания. И хорошо бы такие истории происходили со мной где-то в забытом уголке Полесья ...
Невероятно, но однажды меня обозвали радикал-феминисткой на зарубежной научной конференции, посвященной ... феминизму. Или, если точнее, феминистскому дискурсу в славянских литературе, критике и теории. После моего доклада была длинная и довольно бурная дискуссия, которая особенно задела мужчину-исследователя из Болгарии.
И все - эмоциональное потрясение за несколько минут истребило в балканском мачо все западные теории, превратив его в адепта абсолютно традиционных патриархальных ценностей. Наша дискуссия закончилась просто феерически. В ответ на его зажигательное Я раньше только слышал о радикал-феминистках, сейчас я ее вижу! , мне не осталось ничего другого, как поддержать этот образ холодным: Радуйтесь, что мы вас здесь не кастрировали! При этом, разговор касался всего только литературы!
Вообще, меня всегда удивляет, насколько быстро истинные эмоции превращают людей в *, высвобождая из подсознания химер традиционного культурного опыта. Достаточно всерьез зацепить человека и все - даже из политика высокого ранга выдвигается домохозяйка, которая публично посылает женщин варить борщ. Эта история, всколыхнувшая общественность, - хорошее напоминание тем, кто считает, что гендерная проблематика себя изжила, и современные феминистки могут сложить копья.
Удивительно, но большинство наших соотечественниц просто не задумывается над тем, что их сегодняшнее право работать, принимать участие в общественной жизни, голосовать, иметь право опеки над собственными детьми было выстрадано в борьбе, которую вели за их освобождение почти два столетия.
Сегодня достаточно зайти на любой женский интернет-форум, чтобы убедиться - современные фемины не только считают, что это были их исконные права, но и искренне уверены в том, что без них им было бы гораздо проще. Иногда складывается впечатление, что край женских надежд и мечтаний наших соотечественниц - быть безработной содержанкой богатого мужчины. Птица в золотой клетке, или энтэвэшная малышка на миллион в начале XXI в. снова становится объектом зависти и примером для подражания!
Чем меньше реальных возможностей для экономической реализации, тем больше желающих решить свои проблемы за счет пола, молодости, * привлекательности. Беларусь постепенно превращается в страну золушек. Правда, ввиду отсутствия настоящих принцев и олигархов, золушки все чаще идут по рукам турок и итальянцев, которые приехали заняться секс-туризмом. Вот тут, казалось бы, и есть широкое поле деятельности для современных феминисток, потому что кто как не они должны были бы объяснить молодым девушкам тот факт, что эксплуатация собственной красоты - явление может и не позорное, но точно не долгосрочное, ведь жизнь кончается не завтра .
Но мне трудно вспомнить хотя бы одну общественную акцию или яркое полемическое выступление, посвященное этой проблеме, за исключением журналистского расследования Евгения Волошина в газете Звязда .
Удивил меня и тот факт, что никто из наших академических феминисток не прокомментировал ни нашумевшего женского календаря, и последовавшего за ним видеообращения писательницы Дианы Балыко, которая из мыльной пены в крохотной ванне вещала сладким голосом порнозвезды творческий манифест сиськи: В Беларуси почти десять миллионов человек . Из них половина - женщины. У них всех есть грудь. И ноги. Живот, талия. А для каких-то проектов приглашают почему-то очень небольшое количество людей. И мне кажется, что это происходит не потому, что мы своей грудью пытаемся рекламировать наше творчество, а потому, что наше творчество конкурентоспособно рекламировать нашу грудь! А грудь на самом деле всего лишь повод для знакомства. И желание близости. Диалога. Необходимость обратной связи, коммуникации.Грудь - это повод для знакомства ... Я не за то, чтобы осуждать или брать на вооружение это видеообращение ... Но думается, что этот видеотрэш мог бы стать запоминающимся прецедентом для разговора о месте и роли современной женщины в обществе.
Вообще, иногда складывается впечатление, что в нашей стране феминизм - это профессия или просто одно из направлений научной деятельности, которое никоим образом не задает повестку дня жизни. Недаром с ним так хорошо сочетается эпитет грантовский - все, что выходит за узкие рамки оплаченного исследования, таких борцов за права женщин волнует мало. Даже экстраординарный случай с сексистским высказываниям главы ЦИК вызвал реакцию не у тех, кто, казалось бы, в силу профессии занимается женскими вопросами , а в ЖЖ-общественности. Благодаря интернету и усилиям журналистки Жанны Ямайкиной(выделение мое - ТК) Лидия Ермошина была не только номинирована на премию * года , но и получила кастрюлю в подарок.
И пусть эта акция была поддержана сравнительно небольшим количеством женщин. Существенно то, что она показала: у нас есть молодые креативные личности, способные внести в белорусское феминистское движение свежее дыхание и динамику.
Признаюсь, я не знаю точного определения феминизма. Но убеждена - это не мертвая теория, а живое действие.