Американская культура (или, скорее, субкультура) конца 60-х – это, несомненно, великая субкультура, если выражение «великая» можно применять по отношению к субкультурам. Шестидесятники создали архетип американской культуры – непокорной, свободолюбивой, и в то же время начисто помешанной на стиле, образе и знаменитостях. Знаменитости, конечно же, были тогда реальными – жили бурно и эксцентрично, создавали шедевры, озаряя толпы искрой своего гения, потом быстро спивались, садились на иглу, стрелялись, умирали молодыми. Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, Патти Смит – вот некоторые из героев того времени.
«Женское освободительное движение» (а именно так стали называть это движение его участники) имело целый ряд конкретных целей, под которые организовывались специальные события, протесты, митинги и демонстрации. Как и все поколение шестидесятников, феминистки второй волны «сражались» на улицах, всегда лицом к лицу с полицией, нередко подвергаясь арестам за несанкционированные демонстрации.
Основными целями движения 60-х были:
• Борьба с дискриминацией на работе.
В те годы отсутствовало законодательство, запрещающее открытую дискриминацию по половому признаку. Многие объявления о найме на работу прямо гласили: «только для мужчин» или «женщин просим не беспокоиться». К тому времени огромное количество американских женщин имели высшее образование (благодаря их бабушкам, участницам первой волны), возможности же для успеха на карьерном поприще оставались минимальными.
• Право на аборт.
В 50-е и 60-е годы, множество женщин, желающих прервать беременность, шли на нелегальный аборт (часто в условиях антисанитарии). Те, у кого были какие-то сбережения, ехали в Мексику, где аборты были разрешены (хотя антисанитария процветала). Было очень много смертей и несчастных случаев. После 15 лет борьбы, к 1975 право принимать решение по поводу беременности (включая право на аборт) стало законодательно закрепленным правом в целом ряде штатов, включая Нью-Йорк.
• Развенчание мифов.
Так, знаменитая книжка Бетти Фридан «Тайна женственности» (1963) раскритиковала идею, что женщины могут реализовать себя исключительно через воспитание детей и ведение домашнего хозяйства (общепризнанная идеология того времени). Эта книга стала одной из самых влиятельных книг научной литературы 20-го столетия. В книге Фридан выдвигает гипотезу, что женщины - жертвы ложной системы веры, которая требует, чтобы они искали идентичность и значение своей жизни в их мужьях и детях. Эта система заставляет женщин полностью терять свою идентичность в семье. Фридан ясно демонстрирует классовое и культурное происхождение этой системы – средний класс, пригородные сообщества, послевоенная Америка.
Феминистки второй волны обладали отличным чувством юмора, умело используя его в целях привлечения внимания. Одним из запоминающихся событий из истории этой волны стал парад-протест против конкурса «Мисс Америка» в 1968 году.
По фотографиям события видно – девчонки смеются, им весело. Сделали карикатурное изображение Мисс Америки из фанеры, с большими грудями, глупой улыбкой, голова проткнута большой шпилькой насквозь. Кто-то привел на парад настоящую овцу, и ее шумно короновали в завершение парада, как идеал красоты. Кричали, «Что такое Мисс Америка? Кучка престарелых мужчин, которые судят молодых женщин в купальниках как скот!» И еще, «Каждый день в жизни женщины – это конкурс Мисс Америка!» Кто-то снял лифчик и выбросил его в мусорную урну – как символ закрепощения женщин – и вот уже все радостно избавляются от лифчиков, ликуют, шумят!.. В общем, событие получило широкую огласку в прессе – прошел слух, что «феминистки сжигали лифчики» - хотя, по свидетельствам очевидцев, никакого огня не было в помине.
Вторая волна, зародившись в Америке, пустила круги по всему миру, заражая, вдохновляя, провоцируя. Книги, написанные в тот период, навсегда останутся классикой женского движения. Поколение 60-х было, несомненно, самым радикальным, и их феминизм тоже стал самым радикальным из феминизмов.
Результаты второй волны
В результате активной деятельности участников «второй волны» в 60-70 годы, в Американском обществе (и других западных странах, ощутивших влияние феминизма 70-х) произошли существенные изменения.
Так, на государственном и на региональном уровнях были приняты законы, защищающие права женщин и запрещающие открытую дискриминацию на рынке труда. Все общественные и правительственные организации и учреждения, а также большинство крупных компаний в настоящее время исповедуют принцип отсутствия дискриминации по половому признаку. Это значит, что периоду, когда в объявлении о вакансиях указывалось «женщин просим не беспокоиться», пришел конец. На смену ему пришла эра, где крупные компании в объявлении о вакансиях подчеркивают: «мы особенно заинтересованы в заявках от женщин и расовых меньшинств в целях диверсификации кадрового состава» (диверсификация тут означает, что в компании наблюдается явная нехватка женщин и расовых меньшинств). Значит ли это, что можно праздновать победу феминизма?
И да, и нет. С одной стороны, пресечение явной, открытой дискриминации – это важнейшее дело. Ведь государственная политика распространяется на деятельность не только госучреждений и крупных компаний, но и на деятельность школ, вузов и СМИ. А это значит, что в университетах были созданы реальные системы сдерживания и контроля *а преподавателей, СМИ стали более информированными и осторожными, в случае надобности приглашая реальных экспертов-женщин (а не псевдо-экспертов с кухонными мнениями), в школах стали преподавать историю по материалам, в которых хоть иногда упоминается о достижениях и жертвах великих женщин-героинь и обычных женщин, матерей и жен.
С другой стороны, многие явные механизмы, препятствующие развитию и успеху женщин, превратились в скрытые, подводные механизмы. Так, на смену явной дискриминации по половому признаку в крупных компаниях пришел скрытый механизм, называемый «эффектом стеклянного потолка». Разница в зарплатах через 40 лет после начала второй волны сократилась незначительно (всего на 5-6 процентов): и В США, Канаде и большинстве стран Евросоюза женщины все еще недополучают примерно треть 29% за ту же самую работу (См. таблицу в «Правда ли, что мужчины получают больше?»). Число женщин в парламентах и правительствах мира все еще незначительно, как остается чрезвычайно малым и количество женщин-топ-менеджеров (1-2% по всему миру). Так что о победе говорить еще рано.