Арета Луиза Франклин (англ. Aretha Louise Franklin; 25 марта 1942, Мемфис, Теннесси) — американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Наибольшего успеха достигла во 2-й половине 1960-х и начале 1970-х гг. Благодаря исключительно гибкому и сильному вокалу её часто называют королевой соула (англ. The Queen Of Soul) или Леди Соул (англ. Lady Soul). 3 января 1987 года[1] она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла[2]. Арета выросла в Детройте (штат Мичиган) в семье священника и вместе с сёстрами сызмальства пела в церковном хоре. Уже в 14 лет были сделаны первые записи её вокала. Молодым талантом заинтересовался детройтский лейбл «Motown», но благодаря хваткости агента Джона Хэммонда контракт она заключила с представляемой им компанией Columbia Records.
Период до 1966 года, когда Франклин записывалась на этом лейбле, считается временем упущенных возможностей. Её песни изредка попадали в чарты и среди тривиальности коммерчески ориентированных записей этого периода иногда проскальзывали нотки настоящего соула, но в целом ранние пластинки Франклин отличаются крайне неровным качеством. Очевидно отсутствие человека, который направлял бы талант певицы в определённое русло. В конце 1966 года такой человек появился — это был продюсер Джерри Уэкслер. Ему удалось превратить отдельные ноты задушевного, «знойного» соула в самую основу исполнительской манеры Франклин. Певица переходит на лейбл Atlantic Records и становится его главной звездой. Для записи перевернувшего мир ритм-энд-блюза своей беспрецедентной эмоциональностью сингла «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» он привёз её в Алабаму, где она записывалась с лучшими музыкантами американского Юга.
На 18 месяцев с начала 1967 до конца 1968 гг. приходится прорыв Ареты в поп-чартах: за это время десять её песен — и среди них такие жемчужины классического соула, как «Chain of Fools» и «(You Make Me Feel Like) A Natural Woman» — попадают в лучшую десятку Billboard Hot 100, а её страстная перепевка песни Отиса Реддинга «Respect» становится гимном феминистского движения и возглавляет национальный хит-парад продаж. В том же 1968 году Арете Франклин присуждают первую в её карьере премию «Грэмми».
Певица, сплавившая в своих записях соул с госпелом, становится лицом чёрной Америки, осознавшей свою силу в годы борьбы за гражданские права. Её резкий, уверенный вокал в сопровождении с новаторскими аранжировками был принят за эталон классического соула. В 1972 г она записала альбом чистого госпела «Amazing Grace», который продавался не хуже её ритм-энд-блюзовых пластинок. И хотя Арета Франклин в первую очередь прославлена как выдающаяся вокалистка, мало кто знает, что на многих записях она сама играет на клавишных.
Самой главной проблемой «королевы соула» был репертуар. В отсутствие постоянного автора песен ей приходилось перерабатывать под себя уже известные шлягеры других исполнителей — The Drifters («Spanish Harlem»), Дайон Уорик («I Say a Little Prayer»), The Rolling Stones, The Beatles, Simon - Garfunkel, Сэма Кука. Особо эмоциональная подача, свойственная Франклин, сделала многие записанные ею кавер-версии более успешными, чем те записи, на которых они были основаны. Последним крупным успехом Ареты Франклин в чартах стал кавер песни Стиви Уандера «Until You Come Back to Me» (1974). Эта запись закрывает суперзвёздную эпоху в жизни Франклин. «Золотой век» соул-музыки был уже в прошлом, и его «королева» не могла не осознавать этого. Дополнительным ударом стал для неё паралич отца, раненного грабителями при нападении на его усадьбу.
С возрастом эмоциональный пыл записей Франклин охлаждается, и вместо страстного соула она переключается на исполнение традиционных поп-шлягеров, особенно в дуэтах с молодыми исполнителями вроде Лютера Вандросса. Дуэт Франклин с Джорджем Майклом в 1986 г возглавил хит-парад Великобритании, а её наиболее успешный сингл 1990-х, «A Rose Is Still a Rose» (1998), был записан вместе с Лорин Хилл из The Fugees.
Записанные в разные годы дуэты «королевы» с её крестной дочерью Уитни Хьюстон, Марайей Кэри, Энни Леннокс, Мэри Джей Блайдж, Фрэнком Синатрой, Глорией Эстефан, Кристиной Агилерой и другими исполнителями были в 2007 г выпущены отдельным диском «Jewels in the Crown: All-Star Duets with the Queen». За два года до этого ей была вручена высшая награда США — Президентская медаль