Дни немецкой культуры в Украине открылись выступлением молодежного духового оркестра земли Баден-Вюртемберг.
Молодежному духовому оркестру земли Баден-Вюртемберг в этом году исполняется 25 лет, причем последние 17 лет им руководит дирижер Феликс Хаусвирт — искренний фанат духового исполнительства, не только записавший десятки альбомов и объездивший с гастролями весь мир, но и являющийся автором нескольких исторических исследований об игре на духовых инструментах.
Впрочем, когда оркестранты только начали выходить на сцену Колонного зала Национальной филармонии, публика отметила продолжительными аплодисментами другую, просто таки восхитительную особенность этого коллектива: на трех из четырех валторн и саксофонов здесь играют девушки. Барышни управляются в этом оркестре с фаготом, бас-кларнетом и даже с контрабасом. А если учесть многочисленных исполнительниц на инструментах помельче, вроде флейт-кларнетов, то становится очевидным перевыполнение традиционно мужским оркестром плана по гендерному равноправию.
Дух политкорректности, видимо, руководил Феликсом Хаусвиртом и при выборе репертуара киевского выступления. Немецкая музыка тут напрочь отсутствовала; представлялись пьесы четырех практически не известных в Украине композиторов, к тому же в программе не было ни одного произведения, от звучания которого мог бы скорчить недовольную гримасу гражданин, впервые попавший на концерт академической музыки. Формально программу составили современные опусы, но по своему реальному звучанию эта музыка казалась написанной как минимум 100 лет назад.
Открывала концерт Симфония француза Поля Фоше — радостный неоклассицизм, где композитор испытывает нескрываемую радость от подчинения канону. «Балеты» испанца Мигеля Арбо — еще одна авторская стилизация, задушевная сюита, в основу которой положены узнаваемые всеми вальс, танго, полька и сальса. Все это могло прозвучать скучно и тоскливо, однако музыканты умудрялись находить изюминку в каждой банальности, то притормаживая огненный темп, то выуживая из сольных реплик медитативные нотки.
Современные сюиты музыканты молодежного духового оркестра земли Баден-Вюртемберг играли, используя клише иного толка. Конфликт урбанистических «Воспоминаний горожанина» испанца Луиса Серрано Аларкона они, следуя замыслу композитора, построили на противопоставлении чувственной лирики и механистических аккордов. Однако тем самым только подчеркнули, что автор — все-таки не Шнитке: кровь в этой музыке не проливается. Без неожиданностей и резких перепадов обошлось и при исполнении оркестром «Саги Кандида» бельгийца Берта Аппермона. Эта сюита, премьера которой состоялась в 2006 году при огромном скоплении публики на одном из фестивалей open-air, примечательна тем, что музыканты здесь не только играют, но и тихо подпевают себе вполне античным хором. Вот только ощутить в этой музыке дух античной трагедии вряд ли удастся: чистейшего строя и мастерски выдержанного баланса оркестровых групп для этого явно недостаточно.