8 марта – праздник идеологический. Западные феминистки называют его Днем борьбы за права женщин, и связывают с выступлениями работниц текстильных фабрик в Нью-Йорке в 1857 году.
Благодаря инициативе немецкой социалистки Клары Цеткин, постановлением Второго Интернационала в Копенгагене (1910 год) было принято ежегодно отмечать Международный женский день, служащий популяризации борьбы женщин за избирательные и трудовые права. Впоследствии это мероприятие проводилось в разных странах в разные дни весны, вплоть до начала Первой мировой войны. Кстати, этот факт отрицает связь инициативы с неким еврейским праздником, припадающим на 8 марта, который якобы семитка Клара Цеткин пыталась зашифровано пропагандировать.
8 марта 1917 года в Петрограде прошла женская демонстрация под лозунгами «Хлеба и Мира», которая стала началом февральской революции – и началом советской традиции женских празднований, наследниками которой мы являемся. В 1966 году 8 марта провозгласили нерабочим днем, который со временем стал цивильным праздником весны, красоты, материнства. В мерном ходе советской истории День борьбы за права превратился в циничное «Молчи, женщина, твой день – 8 марта». Праздник жестокой максимы, завуалированной цветочками и целованием рук, беспрепятственно перекочевал в действительность сегодняшней Украины.
Говорят, женщины любят свой праздник – им приятно хоть раз в году побыть Женщиной. Говорят, женщины ненавидят этот праздник. Им не хочется быть такой Женщиной в таком обществе
8 марта – хороший повод заново поднять Женский вопрос. Украинка: Берегиня или Барби? Космополитка или националистка? Где (живут, работают, развлекаются) наши женщины? К чему стремятся? Сколько у них денег? Каким способом заработаны? О чем мечтает украинская женщина 8 марта 2008 года? Ждет открытку с цветочками, веточку мимозы, мягкого котеночка или карьерного роста, зависящего от уровня IQ, а не размера бюста.
Ответы на эти вопросы искали современные украинские художники. Кто же еще способен так пристально наблюдать жизнь, и так беспристрастно ее отображать? Из графических работ, представленных на выставке, складывается образ украинки-современницы (немного эклектичный, но очень правдивый). Можно сделать вывод и о контексте – самом обществе, его ценностях и доминирующих социальных ролях.
У выставки есть еще один повод – возрождение жанра авторской открытки (именно с этой целью художники создавали свои графические проекты). Открытка, этот классический атрибут 8-мартовских празднований, требует особого внимания. Это не просто недолговечный символ хороших пожеланий. Как и любой другой визуальный артефакт, открытка – свидетельство эпохи и способ пропаганды, пространство борьбы идеологий за право на репрезентацию. Любовь футуристов к разным видам плаката не случайна – ведь это одно из средств общения с массами. Открыточный стенд в книжном магазине как нельзя лучше демонстрирует мировоззрение и эстетические вкусы большинства. И, в обратном порядке, на эти вкусы влияет
Относясь к «непрестижной» отрасли прикладного искусства, открытка все же является влиятельной деталью повседневности. В конце концов, тиражирование со времен Энди Ворхола не считается зазорным. Данная выставка – это возможность использовать популярный носитель для передачи художественного месседжа. Фактически, это акт пропаганды точки зрения художников на современный женский вопрос, который поддержал неожиданный женский журнал LQ. В мартовском номере издания представлены все работы художников, принимавших участие в проекте и каждый читатель получит в подарок эксклюзивную открытку к 8 марта.