Этой осенью в Швеции четыре кинотеатра объявили, что впредь будут публично ставить штамп одобрения на фильмы, которые проходят так называемый «тест Бехдель.
Инициативу поддержала международная некоммерческая организация «Женщины в кино и телевидении». А шведский провайдер кабельного ТВ, Viasat Sverige, пообещал штамповать аннотации фильмов у себя на сайте. Анна Сернер, директор Шведского киноинститута, заявила, что гордится своей страной.
Далее остановимся на сути самого «теста Бехдель». В 1985 году художница Элисон Бехдель нарисовала комикс под названием «Правило». В комиксе Бехдель одна из женщин эмансипированного вида сообщает другой, что ходит в кино, только если фильм отвечает трем требованиям:
1. В нем не менее двух женщин.
2. Женщины говорят друг с другом.
3. Женщины хотя бы раз говорят НЕ о мужчине.
Казалось бы, ничего страшного и криминального в этой формулировке нет, но если присмотреться…
Пройдемся с клеймом Бехдель по первой двадцатке советских блокбастеров, от «Войны и мира» до «Пиратов XX века». Первыми вылетят как раз «Пираты». В этом шедевре кінематографа что только не делают с женщинами, их спасают, целуют, похищают, охаживают плетью у столба, но поговорить друг с другом им не дают ни разу!
За «Пиратами» пролетает «Человек-амфибия», где имя есть только у красавицы Гуттиэре, и вообще женщины в фильме занимают место в одном ряду с рыбами и жемчугом.
С аналогичным грохотом тест проваливают «Новые приключения неуловимых» и «Кавказская пленница». В «Джентльменах удачи» ближайший эквивалент общения двух женщин - диалог случайной прохожей и Савелия Крамарова, наряженного в платок и женскую шубу: «Девушка, вас как зовут?» - «Таня». - «А меня Федя». - «Ну и дура». В сторону отодвигаем и «Табор уходит в небо» с толпой поющих цыганок, все беседы которых исчерпываются призывом «Чаялы, залезай!». А в «Короне Российской империи» безымянная монашенка пару секунд успокаивает безымянных пациенток.
Что касается мегапопулярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию», то здесь женщины успевают только поболтать по телефону: «Я сейчас улетаю в Гагры с самим Якиным!».
В «Бриллиантовой руке» настоящие женщины с именами наконец-то обмениваются репликами прямо в кадре, но говорят они про Семена Семеныча. В «Афоне» женщины говорят про Афоню и ради Афони - в общей сложности, секунд тридцать.
В новелле из «Операции «Ы» и других приключений Шурика» студентка Лида дважды просит у тети Зои ключ от квартиры, чтобы позаниматься. Правда, тетя Зоя при этом уверена, что «заниматься» Лида будет с Шуриком.
В других кинолентах таких как: «Свадьба в Малиновке», «Экипаж», «Калина красная», первые две серии «Щита и меча», а также первая и четвертая серия «Войны и мира», проходят «тест Бехдель». Но женские реплики не о мужиках укладываются в считаные мгновения, и почти всегда в беседе участвуют персонажи мужского пола.
Проанализировав фильмы только советского времени, стали очевидны объемы и масштабы действие «теста Бехдель».
Так что, если феминистки посмотрят советские фильмы, то от негативных эмоций у них может заболеть сердце и им придется купить холтер для слежения за своим здоровьем.