feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Женское движение на Украине - Украинки-милитари


Украинки-милитари

украинки-милитари

Женское воспитание в Украине традиционно предусматривало не только, как многие считают, навыки ведения домашнего хозяйства. Учитывая специфическую роль украинской женщины, которую ей приходилось исполнять на протяжении веков непростой и драматической истории, этот стереотип требует пересмотра. Так же, как и якобы эталонные образы украинских женщин. Заплаканная, презираемая собственными детьми мать, которая стоит на коленях. Или другая крайность — легкомысленная панянка в веночке, которая ходит по садочку, поет и засматривается на парней. Оба стереотипа испокон веков были навязаны украинцам. Вместе с тем, немногие знают, что во все времена украинские женщины могли отправляться в бой наряду с мужчинами. Наша история преподносит нам целую галерею портретов мужественных, сильных и решительных женщин. «Казацкое воспитание свойственно как для парней, так и для девушек. Оно предусматривает воспитание в любви к своей земле, роду, народу, умение быть свободными и сильными — как физически, так и духовно», — утверждает Наталья ПРИСТУП, преподаватель детского тренировочного лагеря «Казацкая крепость». Своими знаниями о традиционном женском воспитании, которое часто включало боевые элементы, Наталья поделилась с «Днем».

Женские милитаристские группировки действовали на территории Украины в различные времена. Амазонки, женщины-сарматки, поляницы-богатырши, воевницы (те, кто нес службу в войске князя Святослава)... Как им удавалось противостоять физически более сильным соперникам, мужчинам? Исследователи боевых искусств утверждают, что, к примеру, амазонки имели собственную боевую тактику, основанную на хитрости и гибкости. Притворившись слабыми и беззащитными, они коварно наносили удар тогда, когда соперник этого ожидал меньше всего. Не чужды им и женские чары — археологи свидетельствуют: в погребениях женщин-воинов наряд с оружием найдены также косметические средства, серьги, браслеты, гребешки.

Как именно происходило в Украине по-женски милитаристское воспитание, доподлинно неизвестно. Наверняка можно утверждать, что оно предусматривало умение рубиться мечом, ездить верхом, стрелять из лука, метать копья. Учили младших опытные женщины-воины. Кстати, мало кто знает, что хорошо известный нам из сказок образ «бабы Яги» происходит от древнеславянского «ягать» (что значит «ехать на коне впереди войска») и «баба» (аналог слова «богиня»). Поэтому, вероятно, ягинями называли старых женщин-воинов, которые помогали своим молодым «коллегам» овладеть военным делом.

Из систем военного воспитания женщин, уцелевшей до нас дошла только спартанская, элементы которой позаимствовали позднейшие военные женские формации. Возможно, подобной системой пользовались и украинские амазонки.

Следовательно, до 7 лет девушек приучали жить в жестких условиях: купали в холодной воде, выставляли на холод в легкой одежде, приучали к темноте, простой еде. С 7 до 14 лет девушки ходили в школу, где их ждал серьезный перечень дисциплин. В частности, грамота, история, риторика, стихосложение, игра на музыкальных инструментах, танец, метание копья и диска, бег, борьба, бой на кулаках, прыжки, охота. В 14—15 лет происходила своеобразная «проверка знаний» — подростки осуществляли облавы на рабов, демонстрируя результаты своего физического воспитания. Возраст 15—20 лет был предназначен для освоения оружия, строевой подготовки, пятиборья, военных танцев, управления военными отрядами. Ведь из-за отсутствия мужчин именно женщины держали в повиновении рабов и охраняли свои города.

В Украине, во времена Киевской Руси, основной акцент в женском воспитании приходился на светское и духовное образование. Так, имеем свидетельство, что княжна Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, основала школу для девушек, где учили грамоте, письму, игре на музыкальных инструментах и рукоделию. Девушки изучали также математику, риторику, иностранные языки. Для сравнения, в то время правители Европейских стран не умели ни читать, ни писать.

Параллельно со светским, женщинам-русичам доступным было также военное образование. Свидетельство тому — девичьи наряды жены Князя и упоминания о дочерях и женах богатырей — ловких богатыршах. Несмотря на введение христианства на Киевской Руси, женское обучение по исконным традициям продолжалось. И хотя позже, под натиском патриархата, женские милитарные группировки исчезают, украинские женщины могли выступать в бои наряду с мужчинами во все времена.

Арабский путешественник Павел Халепский, путешествуя по Украине в 1654—1656 годах, на которые пришелся разгар освободительной войны против шляхетской Польши, с искренним удивлением писал об украинских женщинах: «Мы заметили прекрасную черту, которая разожгла наше изумление: все они, за исключением немногих, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковное пение...» Явление, следует отметить, абсолютно нехарактерное как для Востока, так и для Запада, где образованная женщина была скорее исключением, чем правилом.

Орест Левицкий, один из первых президентов Всеукраинской академии наук (сегодня — Национальная академия наук Украины), известный историк и этнограф начала ХХ века, писал: «Независимости украинской женщины-шляхтянки могла позавидовать дворянка любой европейской страны. Потому что она была равноправна с мужчиной, имела такие же гражданские права, личную независимость, как ее муж». Об этом свидетельствует и брачная традиция. В отличие от восточных народов, украинская девушка вступала в брак по доброй воле и приносила с собой приданое. Не похищенная, не купленная и не привезенная, она была хозяйкой, владеющей имуществом и свободно им распоряжающейся.

Еще в XVIII веке за женщиной оставалось даже право дарить либо лишать жизни. Мужчину, осужденного на смерть, отпускали, если какая-то девушка выявляла желание связать себя с ним узами брака. Из-за отсутствия своих властных мужчин, гетманьши иногда брали на себя всю полноту власти, в том числе — подписывали универсалы. Так, сохранились административные документы жены Богдана Хмельницкого, Анны Золотаренко, которые свидетельствуют о ее образованности и понимании тогдашних проблем Украины. Задокументированы подписи жен гетманов и казацкой старшины Петра Конашевича-Сагайдачного, Даниила Виговского (родного брата известного гетмана). Жена фастовского полковника, руководителя освободительного движения на Правобережной Украине Семена Палия, Мотря, во время отсутствия мужа сама принимала и вела переговоры с иностранными послами. Не случайно возникла присказка о безвольном гетмане Иване Скоропадском и его деятельной и заводной жене, гетманьше Анастасии: «Настя носит булаву, а Иван — плахту», — шутили казаки. Женщины также участвовали в подписании важнейших государственных соглашений. Например, в списках, которые утверждали либо отрицали действие Люблинской унии 1569 года, находим десятки женских имен.

Во времена Казатчины воспитание девушек-крестьянок и дочерей шляхетских казацких родов отличалось.

Крестьянки умели обороняться палкой, косой, серпом, — всем, что было под рукой. Когда мужчины шли в поход, защищать поселение приходилось женщинам. Исследователи феномена характерничества, писатели Валерий и Наталья Лапикуры описывают эпизод, который они нашли в одной из польских хроник. Он описывает, как во время нападения турков на глухой украинский хутор, на защиту дома вышла девушка с двумя саблями в руках. За считанные минуты «казацкой мельницей» она убила больше 10 человек. Остальные же в ужасе убежали.

Также девушки из шляхетских родов владели ружьем, саблей, знали военные маневры, и даже могли руководить казачьим войском во время отсутствия мужа.

Казаки приучали своих дочерей быть гордыми, независимыми и смелыми. Считалось, что девочка, которая пережила сильный испуг, не сможет родить храбрых сыновей-казаков. Казачка была свободной, и имела право выйти замуж за свободного казака (не крепостного, и не торговца), чтобы их наилучшие качества унаследовали дети. Считалось, что лучше погибнуть, чем достаться врагу, поэтому часто в беспокойные времена казачки добровольно причиняли себе смерть, чтобы не быть униженными.

Как свидетельствуют архивные документы, в ходе одного из восстаний под проводом Богдана Хмельницкого, в отряде крестьян Сулимова участвовало много женщин. Во время обороны Буши, сотниковна Орыся Зависна, чтобы не сдаваться врагу, подорвала себя в крепости с сотнями врагов. Анна Борзобагатая-Красенская, которая управляла казной Луцкой епархии, во время нападения на ее имение князя Андрея Курбского (русского беглеца и личного врага царя Ивана Грозного), отразила атаки отряда в несколько сот человек шляхты, и с мечом в руках разогнала войско польского короля Стефана Батория. А София Ружинская, волынская княгиня, во главе военного отряда, который насчитывал 6 000 человек пехоты и конницы, приступом завладела замком князей Корецких в городе Черемош. После смерти четверых старших братьев, в 18 лет атаманша Маруся Соколовская возглавила войско, состоявшее из нескольких тысяч повстанцев. Можно вспомнить женщин-хорунжих в рядах Сичевых Стрелков — Софию Галечко и Елену Степанив, которые слыли самыми образованными женщинами того времени (первая — магистр философии, вторая — историк). А своенравная анархистка Маруся Никифорова? А жена Нестора Махно Анна?..

В наше время казачек также воспитывают.

— Мы делаем акцент как на физическом, так и на духовном воспитании девушек, — рассказывает Наталья Приступ об особенностях девичьей закалки в детском тренировочном лагере «Казацкая крепость». — Речь, прежде всего, идет о занятиях по боевым искусствам, преподавании основ самозащиты, выживания в экстремальных условиях. Например, для многих может показаться странным, что девушки с длинными волосами могут обороняться при помощи своей косы... Физическая подготовка совмещается в лагере с рукоделием, которому мы так же уделяем много времени. Делаем ляльки-мотанки, изучаем символику украинской вышивки. Также мы приближаем девушек к национальным корням — знакомим с основными украинскими обрядовыми обычаями, песнями. Важно также, чтобы они учились мыслить экологическими категориями, ведь сама окружающая среда является неисчерпаемым источником и физической, и духовной энергии.

Следовательно, традиция сильных духом и телом женщин продолжается и по сей день!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

В лучших интересах детей

Винди МакЕлрой. Новый юридический термин дал ход дебатам в Северной Америки: опровержимая презумпция совместной опеки , что означает, что семейные суды ...

News image

Гендерные проблемы, акцентированные аскулинистами

Винди МакЕлрой Гендерные проблемы, акцентированные маскулинизмом - иногда называют мужскими правами или Мужским Движением. Сторонники заявляют, что эт...

News image

Феминизм

Келли Росс. (после Юнга, Хейка, Ренда, Фаррелла, Камилы Пальи и Кристины Хофф Соммерс) У них была работа, но феминистки не были удовлетворены; каждой ж...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Внешний вид женщин не дает покоя власть имущим

У Кадырова есть правило: я мусульманин. Я могу у себя дома диктовать свои правила. Люди путают. Есть офисная одежда, форма

News image

Валерий Зорькин и права человека: мы готовы на все, кроме ге

Председатель Конституционного суда ищет правовое обоснование, чтоб не выполнять решения Европейского суда по правам человека. Камнем преткновения стало генд...

News image

Дэвис, Бетт

Бетт Дейвис или Дэвис (англ. Bette Davis, полное имя Рут Элизабет Дейвис, англ. Ruth Elizabeth Davis; 5 апреля 1908 — 6 октября 1989) — американская актриса, ...

Известные феминистки:

Джеймс Сельма

News image

Сельма Джеймс — представительница марксистского феминизма. Участница многочисленных организаций Campaign Against Racial Discrimi...

Айседора Дункан

News image

Великая Айседора Дункан (1877-1927) тоже зачитывалась Ницше. Ответом на философию сверхчеловека была ее статья-манифест «Танец б...

Права женщин в регионах:

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

News image

По данным Федеральной государственной службы занятости по Чувашской Республике, самые низко оплачиваемые отрасли промышленности ...

РЯЗАНСКАЯ И САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Составителями доклада зафиксированы сообщения о домашнем насилии и дискриминации женщин на бытовом уровне. Например, журналис...

Реклама*

Женское движение:

В Йемене восьмилетняя девочка сама пришла в суд и развелась

News image

Восьмилетняя Ноюд Мухаммед Нассер из столицы Йемена, города Сана, сама пришла в суд и сказала, что хочет заявить на св...

Победа фанаток топлесса

News image

Шведские феминистки одержали верх. Один из бассейнов разрешил женщинам плавать без лифчиков во имя равноправия. Обнаже...

Иранку приговорили к публичной порка за фотографию в газете

News image

43-летнюю жительницу Ирана Сакинэ Аштиани суд приговорил к публичной порке за фотографию в газете. Помимо этого женщин...

Женщины возглавили третий этап протестов в Непале

News image

Более 30 тибетских женщин, включая монахинь, сегодня возобновили временно приостановленные тибетские протесты в Катма...

Публикации:

News image

Прощай лезвие ножниц избирательного ценза?

News image

Очередной выпуск Владивостокского центра гендерных исследований Вестник ВГУЭС

News image

Новая книга: Обыкновенное зло: исследования насилия в семье . Под ред. О.М. Здравомысловой, М., УРС

News image

Словарь гендерных терминов. Электронная версия

Авторизация

Феминизм:

Суфражизм

С середины 19 в. и в Старом, и в Новом Свете образованные женщины привилегированного класса стали активнее включаться в общественную жизнь, требуя п...