feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - ПУТЬ ЛИСИСТРАТЫ - Третья волна в феминизме – 1990-наше время


Третья волна в феминизме – 1990-наше время

третья волна в феминизме – 1990-наше время

• В Западном мире, под влиянием второй волны произошли важные изменения, снизив многие структурные барьеры, препятствовавшие развитию и успеху женщин. Это привело к притоку женщин во многие отрасли, прежде бывшие исключительно мужскими. Как результат, женщины занялись строительством сложных, требующих огромных усилий карьер и, как группа, потеряли интерес к политической активности. Показатель активности феминистских организаций упал, в то время как многие организации получили институциональное оформление в качестве региональных или правительственных учреждений.

• Во многом, «третья волна» в феминизме - уже не американская, и вообще не западная. Центр активности женщин переместился с США и Европы в страны второго и третьего мира – в Африку, Латинскую Америку, Азию, мусульманский мир. Феминизм стал бесконечно разнообразен, как и сами женщины по всему миру.

Появление этой новой волны связано с общемировыми тенденциями:

• глобализация
• рост значимости СМИ в общественной жизни
• новые технологии сверхскоростной связи (интернет, мобильная связь)
• уплотнение транспортных потоков (в том числе туризм)
• глобальное переселение народов (миграция, беженство)
• кросс-культурное скрещивание, обмен и гибридизация

В современном мире общение стало стилем жизни. Новые технологии позволяют англо-говорящему гражданину Зимбабве или Пакистана смотреть по интернету новости BBC или любой американский развлекательный канал вместо местного телевидения. Новые технологии позволяют юной сербке по имени Бранка вести блог, в перерыве между бомбежками, в обход проплаченным НАТО СМИ рассказывая миру о том, что на самом деле происходит в Белграде. Новые технологии меняют информационное пространство в мире; меняют они и соотношение между гигантами СМИ (BBC, CNN) и простыми людьми, такими как Бранка. Относительно изолированное сосуществование культур и народов стремительно уходит в прошлое. В условиях глобализации, которая неизбежна (если, конечно, не запретить повсеместно использование интернета), каждая культура в мире вынуждена осмыслить себя и свою роль в мире по-новому.

Женский вопрос в новом мировом раскладе – один из ключевых.

Важной задачей в рамках третьей волны стало самоопределение женщин-активисток, принадлежащих к незападным культурам, по отношению к западному феминизму и выработка самобытных, уникальных подходов, опирающихся на опыт Запада, но не сводящийся к нему. Западно-американский феминизм и сам стал на несколько порядков более разнородным, включая в свои ряды афро-американский феминизм, испано-говорящий феминизм, арабо-американский феминизм и так далее. Фактически, речь идет сегодня о выработке самобытных подходов, призванных помочь женщинам в рамках конкретных национальных культур, вместо «слепого» копирования достижений Запада. Возникла потребность в уникальных политических решениях, принимающих в расчет традицию и специфику конкретных культур и народов.

Так, западный феминизм в штыки воспринимается во многих арабских странах, просто потому, что он – западный. При этом, в мусульманских странах женский вопрос стоит очень остро, и местные женщины заинтересованы в том, чтобы проявлять активность в данном направлении.

Наглядным примером противоречивых подходов к одной и той же проблеме может служить вопрос о том, носить или не носить чадру. Западные феминистки хором отвечают, «Не носить! Чадра – символ закрепощения женщин». Феминистки из мусульманских стран более осторожны, и утверждают – дело не в чадре, дело в свободном выборе, точнее, возможности таковой сделать (См., например, Лиа Ахмед, 1992). Так, если женщина хочет надеть чадру как символ традиции, пусть надевает, если не хочет, пускай не надевает. Главное, чтобы, если она ее снимет, ее не побивали камнями. Так что, утверждают многие, дело не в чадре, а в принудительности религиозных традиций.

Вопросы и проблемы «третьей волны»

• Женщина и религия
• Брачные отношения
• Сексуальное насилие
• Домашнее насилие
• Двойной стандарт в отношении *альности
• Недостижимый идеал красоты и расстройства питания
• Экономика, неравенство в зарплатах, «эффект стеклянного потолка»
• Участие женщин в политической жизни (в т.ч. в парламенте, правительствах и на президентских должностях)
• Неравное распределение домашних обязанностей... и многие другие проблемы.

Вопросы и проблемы третьей волны, таким образом, очень разнообразны, как разнообразны и мировые культуры, которые сталкиваются с необходимостью определяться по отношению к феминизму. Многие религиозные традиции продолжают яростно отвергать саму идею о равноправии полов, настаивая на традиционном укладе, в котором основная функция женщины - деторождение. Такие традиции, по оценкам многих экспертов, в 21 веке будут обречены на внутренние конфликты и расколы, потому что «женский вопрос» в религии назрел уже очень давно и пути назад просто нет. Другие же религиозные традиции (многие ответвления протестантизма, либеральный иудаизм) в последние 20 лет предпочли «впустить» в традицию женщин, позволив им занимать священнический сан или позицию раввина, а также заниматься богословием.

Во многом же, несмотря на различия между женщинами стран мира, проблемы у них остаются схожи между собой. Наиболее важным остается по-прежнему вопрос о частной собственности и финансовой зависимости женщин. Женщины и, в особенности, матери-одиночки по-прежнему остаются самой незащищенной, самой нищей социальной категорией в мире.

• Так, женщины составляют 52 % всемирного населения, выполняя при этом 66 % всемирной работы (по оценкам 1999 года).

• Несмотря на это, женщины зарабатывают только 10 % от всей прибыли и обладают всего лишь 1 % собственности в мире.

Таким образом, различие между женщинами первого мира и женщинами второго и третьего мира – это количественное, а не качественное различие.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Домашнее насилие

Ирен Поззи В своей недавней речи Гарриет Харман, Британский Генеральный Поверенный, сказала: Мы ясно дали понять наше обязательство приверженности женском...

News image

Сестры в разногласии

Дайана Шоб. Точно так же как движение за свободу, равенство и братство имело своих якобинцев, так же обстоят дела и с феминизмом с его женским освобожден...

News image

Эмоциональный террорист

Кетлин Паркер . Те из нас, кто работает в области домашнего насилия, ежедневно сталкивается с трудной задачей работы с женщинами в проблематичных семьях....

Новости и инициативы женских организаций

News image

НТВшник приравнивает ношение мини-юбки к *

20 декабря в ночном эфире НТВ ведущий программы Честный понедельник (тема: Они скрывают свои лица ) Сергей Минаев, рассуждая об экстремизме и национализм...

News image

Поп-культура и поп-цензура. Ещё о православном дресс-коде

11 февраля 2011 года на канале НТВ состоялось грандиозное позорище: в программе НТВшники. Новая поп-культура собралась куча довольно известных людей, и поч...

News image

Феминизм: Запад и Россия

Вопрос о том, какую роль играли и могут сыграть женщины и женское движение в реформации, происходящей в России 90-х годов, остается маргинальным и для обществ...

Известные феминистки:

Коллонтай, Александра Михайловна

News image

Алекса ндра Миха йловна Коллонта й (урождённая Домонто вич; 19 (31) марта 1872, Санкт-Петербург — 9 марта 1952, Москва) — деятел...

Бебель, Август

News image

А вгуст Бе бель (нем. August Bebel; 22 февраля 1840, Дойц, ныне район Кёльна, — 13 августа 1913, Пассугг, Швейцария) — деятель г...

Права женщин в регионах:

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

В течение последних лет в общей численности безработных женщины занимают 42-45%. Среди официально зарегистрированных безработных...

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Можно говорить о том, что государство не уделяя внимания положению женщин в Амурской области ведет работу по усилению демографич...

Реклама*

Женское движение:

Израиль-2007: сегрегация по половому признаку

News image

Ортодоксы в Израиле все еще жестко выступают против женщин, не поддерживающих нормы половой сегрегации и скромности. ...

Француженкам запретили носить паранджу

News image

Во Франции вступил в силу закон, запрещающий носить паранджу в общественных местах. Теперь женщины, которые появятся н...

«Эпидемия» женских самоубийств в Таджикистане

News image

«Одним зимним вечером я вышла во двор, облила свои ноги авиационным керосином и подожгла себя» - говорит Мохшариф, мол...

В Пакистане совершено массовое убийство за “честь семьи”

News image

В Пакистане отмечен дичайший случай пыток и убийство трех юных девушек и двух взрослых женщин, вступившихся за них. Де...

Публикации:

News image

Женская тема в средствах массовой информации

News image

Издана книга С. Полениной Гендерное равенство: проблемы равных прав и равных возможностей мужчин и

News image

Иной взгляд. Междисциплинарный альманах гендерных исследований

News image

Роль женщин в местном самоуправлении в свете муниципальной реформы (Иваново: Международный республ

Авторизация