feminism.pro

движение за права женщин


>>> Главная - Интервью с сторонниками феминизма - Борьба за равенство происходит не на улицах, она происходит в мозгах


Борьба за равенство происходит не на улицах, она происходит в мозгах

борьба за равенство происходит не на улицах, она происходит в мозгах

Гродненская “Contra La Contra” - одна из самых известных белорусских панк-групп, одна из самых политизированных и одна из немногих, получивших известность в России, не сыграв здесь ни одного концерта. Зато был западноевропейский тур: весной 2002 года “Contra La Contra”, на первом году своего существования, дала 35 концертов за 38 дней в Литве, Польше, Австрии, Германии, Дании и Швеции. Был шикарный LP из полупрозрачного малинового винила, выпущенный в Германии, был микроскопичный кассетный тираж, распространённый в Киеве пропагандистской группой “tigra nigra” - но до сих пор нету нормального релиза “в своём отечестве”, всё равно что понимать под этим - Беларусь или весь бывший СССР. Нету и, возможно, теперь уже не будет. Поскольку панк-группы “Contra La Contra” больше нет. Но красивая легенда о ней, как и насквозь политический альбом “Ни слова о политике” - остались (будем его “пиратить”, раз группа сама не позаботилась). И главное - остались люди, которые её составляли.

На вопросы “Воли” отвечает вокалистка группы Саня. Интервью проведено по электронной почте в феврале 2004 года.

ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Когда ты начала осознавать себя как человека, это было в рамках схемы “девочка-мальчик” или ты об этом не думала и была поначалу “просто человеком”? Как ты ощущаешь себя сегодня? “Просто человеком”, “женщиной” или “женщиной, но прежде всего человеком”?

Честно говоря, я не помню, но, скорее всего, мне было всё равно. Сейчас я тоже не очень догоняю всей специфики бытия женщиной. Что-то вроде специфики есть только тогда, когда влюбляюсь или, там, снимаю кого, а обычно я в принципе не помню, какого я пола. Саня я, короче, и всё тут ::))

Когда тебе впервые стало ясно, что женщины - это не столько второй пол, сколько низший класс? Как ты это почувствовала? Какова была твоя реакция? Как ты справляешься с этим сейчас?

Впервые - лет в 18, когда мне очень хотелось независимости от родителей, и прежде всего финансовой, в связи с чем я пошла работать. Тут-то и стало ясно, что мне на аренду квартиры никак не заработать во всех тех постсоветских условиях. А, например, мои знакомые мужского пола без всякого тоже образования и талантов там особых, могли себе это позволить вполне (например, работая на стройках и т.п.). Это - личный опыт, а если заняться вплотную изучением этого вопроса, можно однозначно сказать, что женщины всё равно меньше получают доходов, чем мужчины, и я не хочу здесь приводить полное описание - почему, каким образом так получается и конкретные примеры. Я думаю, что многие согласятся со мной. Бороться особенно я не боролась, стиснула зубы - и осталась жить с родителями. Да и сейчас, в принципе, не борюсь на глобальном уровне. На личном - да, пытаюсь. И в принципе, успехи есть.

Как ты думаешь, почему идеи феминизма так слабо распространены в странах бывшего СССР - намного меньше, чем анархизм, экологизм, да и любой “-изм”, взятый наудачу? Чего прежде всего не хватает феминистскому движению? От кого/чего ты ждёшь перемен к лучшему?

Прежде всего потому, как мне кажется, что в совке очень сильно затыкали нам рот провозглашённым равенством, и очень сильно промывали этим мозги. К тому же, экономическое неравенство было вообще в обществе небольшим. Во-вторых, общая апатия на фоне борьбы за выживание. В-третьих, мне кажется, что постсоветское общество - и у нас, и у вас, к демократии относится очень похоже, как и относилось к советскому режиму. То есть мало психов, которые воспринимают это буквально и реально дерутся за какие-либо свободы. Абсолютное большинство без особого разбора кого-то ругает на кухне, и едет себе дальше по течению, разве не так?

Во всяком случае, в Беларуси я точно не наблюдаю роста демократического самосознания и настроений. Причины этого, возможно, и глубже вышеназванных, но так, на скорую руку, - примерно это.

Почему же меньше, чем другие движения - у нас же нету (тройной смысл, на самом деле:). Ну и ещё, наверное, потому, что эта революция, эта борьба за равенство не происходит на улицах, она происходит в мозгах. И в этой революции не будет места для красивых поз в балаклавах, с флагом и “молотовым” напротив ментовской колонны. Поэтому она не очень популярна::)). На самом деле, здесь совсем другое измерение, нечто вроде работы над собой. Но немногие активисты способны признать такие подвиги стоящими.

Феминистскому движению, по моему мнению, не хватает сейчас своего собственного места и способа; а также участников. Почему-то в общественном сознании эта проблема всегда уходит на второй план, даже у женщин, даже у самых эмансипированных женщин. Ещё - кстати, и то, от чего я жду перемен, - не хватает какого-то взрыва, социального, быть может, чего-то, похожего на конфликт поколений в 60-е на Западе. Если честно, я всё ещё надеюсь, что он у нас произойдёт (хотя иногда, наблюдая как быстро наша молодёжь всасывает всю самую голимость “Американской мечты”, - грызут меня сомнения). Надеюсь, что всё-таки люди в наших краях не будут бездумно жрать эту жвачку в готовом, запакованном и безопасном виде. И поколение Х заявит о себе созданием новых общественных отношений, пусть хоть и только в рамках нескольких субкультур, как это было на Западе.

Принято считать, что белорусское DIY-панк-сообщество - самое развитое и прогрессивное в бывшем СССР. Как обстоят в нём дела с проявлениями *а? Что такое для тебя *?

Меня никто не обижал, честное слово. И на моих глазах тоже не было. Честное слово, я просто человек, я просто живу и делаю там что-то, поэтому * специально в тусовке не искала. Если у кого-то таки есть возражения - можем пообщаться по этому поводу. Но у меня никаких таких претензий к тусовке нет.

* - это когда ко мне относятся так, как будто кроме принадлежности к женскому полу у меня больше и нет ни хрена. Ничего больше я из себя, мол, не представляю. *ом пахнет ситуация, в которой, вслед за приветствием, меня спрашивают, а не вышла ли я замуж.

* также и то, когда от меня ожидают какого-то поведения или мнения, которое принято считать женским. И т.п. На самом деле, список может быть длинным.

ПАНК-РОК И АНАРХИЗМ КАК ТАКОВЫЕ

Твоё попадание в панк-среду было случайным или ты искала “что-то”? Что именно это было и насколько панк-среда дала тебе то, что ты искала?

Попадание, может, и было случайным, но загвоздка как раз в том, что я в ней и остаюсь по сию пору. Это уже кроме как маразмом ::)) не назовёшь. Искала, конечно, и больше, чем музыку - какие-то другие отношения между людьми, более близкие и более честные. И - конечно, драйв, который даёт музыка и тусовка.

Панк и анархизм - близнецы-братья или это случайная близость?

Трудно сказать. Видимо, тоже не всё так случайно. Хотя судить об этом сейчас не хочу.

Хотя - факт, что многие первые панки были очень вкурвлены на рокеров, продавших свой протест, и за первой волной собственно коллективов очень быстро последовала волна независимых лейблов. То есть “ебать авторитетов” и “ебать систему” возникло с самого начала. Ну, можно долго философить на эту тему, но, на самом деле, не хочется. К тому же, это тоже только моё мнение. Я также думаю, что в условиях XX и XXI столетия одно без другого долго бы не протянуло.

Что первым начало поступать в твою кровь - анархизм или панк? Чего не хватает для успешного развития DIY-панк - и анархическому движению в Беларуси, в других странах бывшего СССР, в Европе, в мире?

На медицинские вопросы отвечать как-то стрёмно, Тупикин! Доктор, а вы мне ваще, поможете?::)))

Музыка конечно, первым делом она, родная. А потом и всё остальное. Но, повторяю, в тусовках (я их несколько, в принципе, поменяла - я искала, см. выше!).

А для развития - у нас, по-моему, всего выше крыши. И социального напряга, и экономического, и информации достаточно, чтобы выть от отсутствия своего развитого андерграунда. И контактов - хоть завались. Разве только того энтузиазма нема. Но энтузиазм тоже, на самом деле, наживное.

Не кажется ли тебе, что punk, уже, в общем-то, в мировом масштабе, is dead?

Знаешь, в одной очень хорошей книжке я прочитала однажды, что панк - это то, что происходит во время концерта, когда ты его лабаешь, или когда стоишь прямо под сценой и отрываешься. Когда ты это делаешь - играешь ли ты, делаешь зин, сквотируешь помещение или организовываешь концерты. И я с этим полностью согласна.

Если рассматривать панк под лупой, да ещё и двумя пальчиками его поворачивать - может это и так. Но люди, которые делают это прямо сейчас, перед тобой или далеко от тебя (как “Харум Скарум” сегодня, сейчас, в Люблине, и блять, без меня!!!), этим вопросом просто не задаются.

Честно говоря, время от времени, когда влипаешь в неприятную с панками ситуацию, или там ещё чего такого не очень радужного подсмотришь, то так оно и кажется. А потом попадёшь как-нибудь неожиданно на какой-нить концерт еле известной группы, где самому старшему ещё выпускные в школе сдавать, и они как дадут тебе джазу, что понимаешь - ни холеры он не умер.

Насколько тебе дорога в панке его форма, а насколько - содержание? Насколько в панке вообще форма влияет на содержание и наоборот? Что является первичным?

Форма и содержание - ебу я, кто у них там главный? ::))

Мне всё дорого, и одного без другого я себе не представляю. Хотя лично не ношу лишних килограммов шипов, чисто из аскетизма ::))

Один панк-музыкант проорал как-то: “Я не верю в анархию!” А ты? Ты - веришь? Что для тебя анархия?

На такие вопросы без адвоката не отвечаю!:)

Верю конечно, иначе с чего бы это я… Анархия для меня - новое общество, без маразмов и несправедливости старого общества. Это - вкратце.

Что важнее - готовить себя к революции, которая будет завтра или послезавтра (тогда каковы должны быть требования этой революции?) или уже сегодня создавать “освобождённые районы” (тогда в чём их отличие от обычной жизни)? Веришь ли ты в революцию? Веришь ли ты в автономные зоны? Не слишком ли велика опасность догматизма в первом случае и эскапизма во втором?

Всегда, везде и во всём важнее то, что здесь и сейчас. Если бы все панки и недовольные системой Запада с начала 70-х только готовили себя к революции, на сквотах в Европе было бы очень стрёмно тусовать сейчас. Отличие - в том, что никто не хочет тебя наебать, в первый раз видя тебя, в том, что никто не хочет тебя поиметь в любом смысле, в том, что у тебя в этом районе в 100 раз больше возможности оставаться самим собой, а не пытаться угнаться за сумасшедшими из мэйнстрима, повернутыми на потребительстве, карьере и прочем дерьме. Это - тоже вкратце.

В революцию в традиционном смысле не верю ни хрена уже. А верю в революцию мозгов. Или эволюцию - в принципе, не так уж важно. Вижу, что у многих людей появляется в башке своё, никем не сформированное и отрицающее общественную действительность мнение. И это мне наиболее дорого. На самом деле неважно, музыка тебя привела к этому мнению, или ты сам, нажравшись дерьма, пришёл к выводу, что всё это неправильно и несправедливо. Важно только не становиться говном самому, делать своё, и отстаивать свою автономию. И это уже - против течения.

Про эскапизмы - не буду. Времени жалко.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Феминистки о феминизме:

News image

Феминистский закон

Иева Соди. Большая благодарность за то, что мы уделяем большое внимание нарушениям прав в аэропортах. И все же за прошедшие тридцать лет вторая по величи...

News image

Безотцовщина. Эксперименты с семьей

Ребекка О'Нилл. Джон Стюарт Милл хорошо известен благодаря его экспериментам в проживании так что мы могли бы учиться друг у друга. За приблизительно 3...

News image

Камилы Пальи и Кристина Соммерс - Как далеко ушел феминизм?

Интервью взял Бен Ваттенберг. Гости: Камила Палья и Кристина Соммерс - две известные американские феминистки. (перевод с английского) Бен. Камила, что ...

Новости и инициативы женских организаций

News image

Общероссийский дресс-код – идеологическая кампания РПЦ?

Официальный представитель РПЦ, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин высказался за введение в России всео...

News image

И.Н.Тартаковская - Личное как политическое: вторая волна фе

«Вторая волна» накатила спустя полвека: первое массовое женское движение было связано с суфражизмом - борьбой за равные гражданские и политические права женщи...

News image

Женщин можно бить по принципам гендерного равенства

Госдума не стала запрещать полиции применять спецсредства в отношении женщин без признаков беременности Москва. 28 января. ИНТЕРФАКС - В Госдуме раз...

Известные феминистки:

Айседора Дункан

News image

Великая Айседора Дункан (1877-1927) тоже зачитывалась Ницше. Ответом на философию сверхчеловека была ее статья-манифест «Танец б...

Стайн, Гертруда

News image

Гертруда Стайн (англ. Gertrude Stein, 3 февраля 1874, Аллегейни, Пенсильвания — 27 июля 1946, Нёйи-сюр-Сен, под Парижем) — амери...

Права женщин в регионах:

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

Проблема насилия над женщинами в семье существует. Информация об избиениях, попытках принуждения к сожительству и других нарушен...

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

News image

По наблюдениям сотрудников Центра по правам человека в 2001 году на территории Курской области гораздо чаще нарушались права жен...

Реклама*

Женское движение:

Мужчины Европы борются за право носить юбки

News image

Самые незакомплексованные европейские мужчины объединились в ассоциацию, которая вне зависимости от * ориен...

В Йемене восьмилетняя девочка сама пришла в суд и развелась

News image

Восьмилетняя Ноюд Мухаммед Нассер из столицы Йемена, города Сана, сама пришла в суд и сказала, что хочет заявить на св...

Правительство Польши хочет полностью контролировать женщин

News image

Министр здоровья Польши, Ewa Kopacz, объявила о планах правительства создать базу данные всех беременностей в Польше, ...

Мужские мускулы женщин не волнуют

News image

В отличие от парней и девушек Запада, ищущих любви, люди африканского племени Хадза выбирают себе пары без учета разме...

Публикации:

News image

Доклад ООН Женщины мира 2005: Прогресс в области статистики

News image

Современные сельские женщины ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

News image

Книга С. Алексиевич У войны не женское лицо (М.: Пальмира, 2004)

News image

Очередной выпуск Владивостокского центра гендерных исследований Вестник ВГУЭС

Авторизация